Леонид Слуцкий призвал обезопасить сделки при продаже недвижимости пожилыми людьми
Глава ЛДПР в беседе с РИА Новости предложил способ защиты от распространенной схемы мошенничества. Речь идет о сделках с недвижимостью, когда пенсионер продает квартиру, получает за нее деньги, и, по его информации, передает их мошенникам. А потом идет в суд, говорит, что стал жертвой обмана и просит признать сделку купли-продажи недействительной. Покупатели в этой ситуации остаются и без квартиры, и без денег. Бороться с такими махинациями Слуцкий предложил путем создания специального счета — на нем средства, переведенные за квартиру в рамках сделки, будут удерживаться в течение 30 дней. Эффективна ли эта инициатива? Комментирует учредитель Ассоциации ипотечных брокеров, эксперт по недвижимости Дмитрий Ракута:
Дмитрий Ракута учредитель Ассоциации ипотечных брокеров, эксперт по недвижимости «Действительно, в текущих реалиях, когда подобные случаи у нас возникают сплошь и рядом, безопасность сделок, особенно на вторичном рынке, под вопросом. Касаемо инициативы, что все-таки необходимо держать денежные средства в течение 30 дней. Наверное, для части сделок это как-то усложнит схему мошенничества, но это точно не панацея, потому что вопрос, как эти 30 дней объект недвижимости будет использоваться, то есть переход права осуществился, деньги не получены. Значит, необходимо будет как-то это реализовывать через договор аренды, возможно, цена при этом случае будет выше для покупателей, но и опять же, и через 30 дней также может продавец заявить о том, что он был под влиянием мошенников. В любом случае суд встанет тогда на сторону продавца. Сделки с пенсионерами должны быть обязательно с опекуном, например, то есть лицом, которое может представлять интересы, и он также должен пройти комплекс юридических проверок и нести ответственность, в том числе за действия продавца. Но это все равно не гарантия. Здесь все-таки надо решать вопрос. В корне он решается у нас через судебную практику. Необходимо внести какие-то изменения в закон».
По словам Леонида Слуцкого, только за последний месяц жертвами подобных схем стали около трех тысяч россиян. Советник президента Гильдии риелторов Москвы, автор телеграм-канала «Эксперт недвижимости» Константин Барсуков считает предложенную систему «безопасных сделок» спорной:
Константин Барсуков Советник президента Гильдии риелторов Москвы, автор телеграм-канала «Эксперт недвижимости» «Ну опять про 30 дней. Извините, а чего делать с альтернативными сделками? Ну заморозили у пожилого человека на 30 дней деньги, и, значит, нужно какие-то ограничения, исключения как минимум вводить. В определенном смысле это может сыграть позитивную роль в определении того, что человек находится под влиянием. Ну то есть, грубо говоря, если человек продает свое единственное жилье и получил деньги, а они у него заморожены, то покупатель может прийти и сказать: передавай мне квартиру, потому что деньги ты уже получил, и тут может вскрыться эта проблема. А вот денежки можно, соответственно, спасти, расторгнуть сделку, но это не панацея. Ну и 30 дней просто банально это слишком много. Мы предлагали на семь дней замораживать. У нас все структуры знают о людях немножко отдельно. Надо это все дело собрать в кучку. То есть вот эти все люди, которые ведомые, они до этого делали передачи денег мошенникам. Ну начинается обычно с каких-то небольших сумм. В банках на них обращают внимание на какое-то нестандартное поведение. Сотовые операторы тоже, в принципе, могут увидеть, что есть какое-то нестандартное количество каких-то звонков. На мой взгляд, должна быть единая система, в которую какие-то маркеры ставятся напротив человека. И когда получается, что человек при этих маркерах обращается в Росреестр за регистрацией сделки, соответственно, должно возникнуть какое-то дополнительное требование, не знаю, подтверждение второй рукой, что если ты делаешь сделку, чтобы второй человек делал какое-то подтверждение. И очевидным образом здесь должен быть закон о риелторской деятельности, каким образом, например, давать доступ к риелторам, чтобы мы могли передавать информацию и принимать. Нас, соответственно, нужно выделить как участников вот этого рынка».
Согласно данным Российской гильдии риелторов, за последний год количество судебных споров, в которых бывшие хозяева квартир пытаются добиться расторжения договора купли-продажи, выросло на 15-20%.