Эксперт Григориади: комплексная реформа решит проблемы с изъятым коррупционным имуществом
МОСКВА, 30 октября. /ТАСС/. Для устранения барьеров, мешающих эффективному использованию изъятого коррупционного имущества, необходима комплексная реформа, которая устранит сбой на этапе межведомственной передачи. Такое мнение выразил в беседе с ТАСС адвокат и эксперт Института экономики роста им. П. А. Столыпина Дмитрий Григориади.
Ранее Счетная палата сообщила о проблемах с изъятым имуществом коррупционеров, среди которых отсутствие четких правил передачи активов от Федеральной службы судебных приставов (ФССП) в Росимущество и долгая регистрация права федеральной собственности. Для устранения этих барьеров СП предложила правительству внести изменения в "Закон о приватизации", а также снять ограничения на продажу жилья и земельных участков, которые относятся к коррупционному имуществу.
"Проблемы, указанные Счетной палатой в контексте "Закона о приватизации", - лишь верхушка айсберга. Основные сбои происходят на более ранних этапах - в процессе передачи активов от одного ведомства другому и их юридической подготовки к реализации <...> Необходима комплексная реформа всей системы управления конфискованным имуществом, которая устранит сбой на этапе межведомственной передачи - от момента вступления в силу решения суда до поступления денег в бюджет", - сказал Григориади.
Эксперт напомнил, что, по данным СП на 1 июля 2025 года, в доход государства обратили почти 9 тыс. объектов недвижимости стоимостью более 113 млрд рублей. Из них лишь около 8% начали приносить пользу государству, отметил он. В результате приватизация принесла в казну 3,2 млрд рублей, а сдача в аренду - 832,2 млн рублей. По его словам, коэффициент реализации составляет менее 3,6%, что является показателем неэффективности. "Однако реальные потери государства, по его словам, выше, поскольку временной разрыв между датой конфискации (отчет СП охватывает период с 2011 года) и первыми попытками реализации (приватизация с 2021 года, аренда - с 2023-го) означает, что объекты годами находились в подвешенном состоянии", - посетовал он. За время простоя оценочная стоимость недвижимости упала, а их цена в 113,2 млрд рублей, зафиксированная на момент конфискации, сегодня завышена, считает адвокат.
По словам эксперта, предложение СП внести поправки в "Закон о приватизации" и снять ограничения на продажу изъятого коррупционного имущества является логичным, но недостаточным шагом. Закон создавался как инструмент планового управления госсобственностью, но конфискованное имущество - не плановый актив, а результат правоприменительной деятельности. Такие объекты зачастую обременены правами третьих лиц, арестами и запретами, а их документация может быть неполной или недостоверной. Закон содержит ограничения, например, его действие не распространяется на отчуждение большинства категорий земель и природных ресурсов, за исключением участков, на которых находится недвижимость.
"Требуется формирование в рамках "Закона о приватизации" отдельной главы или подзаконного акта, регулирующего порядок обращения с имуществом, конфискованным по антикоррупционным делам. Механизм должен предусматривать ускоренные и упрощенные процедуры подготовки объектов к торгам, специализированные способы их оценки и снятие арестов и обременений после вступления в силу решения суда о конфискации в доход государства. Также необходимо закрепить механизм продажи, включающий в себя усиленные процедуры проверки покупателей, запрет на участие аффилированных лиц, поэтапный вывод объектов на рынок", - считает эксперт. Без создания такого "быстрого трека" точечные изменения в законе приведут к незначительному улучшению ситуации, не решив основной проблемы несовместимости правовых режимов, считает он. Статс-секретарь - заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий также отметил в беседе с ТАСС, что длительные сроки не относятся непосредственно к самой госрегистрации изъятого коррупционного имущества, а касаются времени, необходимого для снятия с него арестов и запретов уполномоченными органами.
Риски изменений
По оценке аудитора СП Андрея Батуркина, изменения в "Закон о приватизации" и снятие ограничений на продажу коррупционной недвижимости могут принести в бюджет дополнительно до 10 млрд рублей, напомнил Григориади. Кроме того, ускоренная реализация объектов позволит сократить издержки на их содержание, а также продавать их по выгодной цене. Однако простое снятие ограничений без создания специальной системы контроля может привести к негативным последствиям, подчеркнул адвокат. Необходимо минимизировать риски, связанные с коррупцией и отмыванием активов, искажением рынка, социальным и репутационным ущербом, полагает он.