Когда придут за вашей квартирой: десятки приморцев ответят по делу Николаева

Дело экс-мэра мэра Владивостока Владимира Николаева, похоже, попало в общероссийский тренд на деприватизацию. Суд уже наложил арест на десятки помещений, приобретенных в разные годы третьими лицами у структур, которые оказались связаны с бывшим главой. В истории разбиралось ИА DEITA.RU.

Когда придут за вашей квартирой: десятки приморцев ответят по делу Николаева
© Deita.ru

Согласно определению Ленинского районного суда Владивостока от 4 сентября 2025 года, под арест попало 123 объекта недвижимости, предположительно связанных со структурами «близкими к Николаеву». Среди адресов: Океанский проспект, улицы Светланская, Пограничная, Калинина, Фадеева и десятки других.

Вот так, почти через 20 лет после правления ВВН в городе началась волна «экспроприации экспроприаторов». Хотя сами владельцы арестованного имущества, а таких набралось несколько десятков, утверждают, что они обычные предприниматели, у которых никогда не было общих дел ни с «кланом Николаева», ни с городской властью. Более того, некоторые помещения уже были перепроданы по нескольку раз – не повезло тем, кто оказался крайним... то есть, последним владельцем на момент следственных действий.

«Мы предприниматели Владивостока. Работаем в разных сферах: медицина, кафе, хостелы, салоны красоты. Помещения покупали через открытые объявления на Farpost, часто в ужасном состоянии: без воды, канализации, света. Вкладывали сотни тысяч в ремонт. Сегодня они работают, платятся налоги. И вдруг мы узнаем, что на объекты наложен арест по делу Николаева», – говорят владельцы помещений.

Более того, они утверждают, что никаких уведомлений от суда не получали, а о запретах узнали случайно.

«Я в 2022 году купил помещение в 40 квадратов, проверил все, оформил через Росреестр. И вот теперь прокуратура подала иск и наложила арест. Почему двадцать лет никто ничего не делал? Почему теперь у меня забирают честно купленное имущество?», – задается вопросом предприниматель Олег.

И действительно, зачем торопиться? Двадцать лет подождали, и вот наконец-то добрались. Главное, не нарушая общих трендов борьбы с коррупцией.

Другие участники смотрят на ситуацию, куда проще: «Я все отремонтировала, нашла арендатора, заключила договор. Все официально. А теперь арендатор будет платить не мне, а им, тем, кто придет «забирать»», – рассказала предпринимательница.

А чего вы хотели? Бизнес – это риск.

Ну и что, что большинство помещений, на которые наложили аресты, были распроданы в период с 2014 по 2024 годы. У госслужащих все очень логично, если имущество имеет отношение к делу, то его стоит арестовать и вернуть. А как поступать с добросовестным приобретателем – это к данному делу не относится.

Как, например, детские лагеря в пригороде Владивостока, приватизированные в 90-е, перепроданные в нулевые и десятые, поменявшие в ряде случаев по нескольку владельцев, а некоторые даже снесенные в 20-е годы, все еще «возвращают» в судах – здесь тоже не повезло тому, кто оказался последним в списке правообладателей.

Ранее экономист Максим Кривелевич уже отмечал опасность данной тенденции: «Если человек купил помещение легально, прошел регистрацию, заплатил налоги, он должен быть защищен. Но когда спустя годы у него могут все забрать «по делу из прошлого», это не борьба с коррупцией, это хаос. Ни один инвестор в таких условиях не придет».

При этом в таких делах не отвечает ни должностное лицо, ни структура, допустившие в этом самом прошлом вывод имущества из государственной или муниципальной собственности. Почему? – вопрос риторический.

В последние несколько лет, не смотря на заявления Президента, в России ударными темпами реализуется сценарий «обратной приватизации». Давайте предположим каким будет следующий шаг в «деле Николаева»? Если следовать логике суда, то можно, например, арестовать квартиры в домах, построенных компаниями экс-мэра и его близких. Раз уж начали чистку, то зачем останавливаться? Нет, скажете. Этого не допустят, чтобы отбирать жилье уже у физических лиц. Ну тут как посмотреть…

Да и ходить далеко не надо. Вспомнить можно жилой комплекс «Бархат», что у трассы на Шамору. Компания - застройщик, будучи резидентом Свободного порта Владивосток, получила землю, распродала участки под частные дома. Люди купили, оформили, взяли ипотеки, и получили иски с требованием вернуть землю в муниципалитет. Итог – без домов, без земли, но с ипотеками.

Это про богатых землевладельцев, скажете вы. Можно вспомнить ситуацию на Спутнике, где отобрать собирались участки почти у 200 семей, даже у инвалидов и многодетных, получивших их в рамках реализации социальных программ от администрации Владивостока.

Так, что мысль о квартирах – не фантазия. Но как же быть нынешним предпринимателям? Известно, что они готовят коллективный иск, надеясь доказать, что не имеют отношения к Николаеву. Однако судя по общему тренду, «Николаевской» может оказаться даже бабушка-пенсионерка, покупавшая, когда-то дешевую рыбу на акциях бывшего мэра.