Тренды авторынка: бум на "китайцев" прошел, Lada идет на снижение

Автоэксперт Сергей Целиков рассказал о главных трендах авторынка: пик спроса на китайские автомобили прошел, Lada теряет долю, новые бренды активно осваивают свои сегменты, а глобальные бренды оказались почти за бортом.

Тренды авторынка: бум на "китайцев" прошел, Lada идет на снижение
© РИА Новости

После стремительного роста доля китайских брендов начала снижаться. Если в начале 2022 года она не превышала 10%, то к концу года достигла трети рынка, а летом 2023 года перешагнула за 50%. Пик пришелся на сентябрь 2024-го - 61,9%. Однако к сентябрю 2025 года доля уменьшилась до 51,4%. Основное сокращение связано с марками Chery и Geely.

Несмотря на господдержку и преференции, доля Lada продолжает сокращаться, отмечает Целиков. В начале 2022 года она составляла около 19-20%, а в ноябре того же года достигла максимума - 41%. К сентябрю 2025 года показатель снизился до 21,5%, практически вернувшись на уровень до событий 2022 года. Целиков полагает, что в 2026 году рост может возобновиться благодаря дополнительным мерам стимулирования.

Третья тенденция - укрепление позиций "новых" брендов, созданных специально для российского рынка. Их совокупная доля к сентябрю 2025 года превысила 15%. Лидеры - Belgee (6,8%), Solaris (3,3%), Tenet (2,2%), Xcite (1,3%) и "Москвич" (1%). Также представлены Knewstar, Evolute, AmberAuto и Eonix. Специалист прогнозирует дальнейший рост этого сегмента, в основном за счет Tenet.

Наконец, четвертая тенденция - падение доли глобальных брендов. До 2022 года на них приходилось более 70% рынка. К концу 2023 года показатель снизился ниже 10% и с тех пор колеблется в диапазоне 7-10%. В сентябре 2025 года отмечен рост, в октябре ожидается возможный краткосрочный всплеск до 15-20%. Одна из наиболее устойчивых марок - Toyota, продажи которой в России выросли по отношению к 2024 году в два раза. Также относительно стабильны BMW, Kia, Hyundai, Mercedes-Benz, Mazda, Skoda и Volkswagen.