Архитектурный код городов: изменила ли рынок проектирования стагнация в строительстве и кто сейчас в преимуществе
Динамика рынка Согласно исследованию «ГидМаркет», за последние пять лет российский рынок строительного проектирования вырос в 1,7 раза: с 635,8 млрд рублей в 2020 году до 1094,2 млрд рублей в 2024-м. В 2023-м показатель составлял 961,7 млрд рублей (+13,8 % год к году), в 2022-м – 832,1 млрд рублей (+15,6 %), в 2021-м – 702,4 млрд рублей (+18,5 %). Как отмечают аналитики, в прошлом году более половины роста было вызвано инфляционными процессами, кроме того, поддержку сектору оказывали госпроекты по восстановлению и развитию новых территорий и льготные ипотечные программы. Потребление услуг проектирования на душу населения в 2024 году увеличилось на 13,8 % до 7488,6 рублей в год. Все же спад в строительстве не может не оказывать негативного влияния на сегмент архитектурных услуг. По данным «Эксперт РА», в 2025 году существенно замедлившийся темп экономического роста вместе с высокой ключевой ставкой, дорогие кредиты и снизившийся спрос на недвижимость уронили объемы строительства в 44 субъектах Российской Федерации: спад в Бурятии, Мурманской, Магаданской и Костромской областях достиг около 50 %, в Калмыкии – более чем в 8 раз (-87,7 %). По состоянию на начало сентября, по разным оценкам, от 60 до 70 % введенного жилья в России пока не продано, а порядка 40 % строящейся жилой недвижимости задерживается с вводом в эксплуатацию. Ключевые тенденции Чтобы рынок строительного проектирования не просел по техническим и экономическим показателям, в июне текущего года правительство России утвердило правила подготовки проектной документации неоднократного применения. Как комментировал министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин, применение типовых проектных решений, которые уже прошли оценку государственной экспертизы проектной документации, способствует сокращению сроков строительства объектов, а также снижению финансовых затрат участников инвестиционно-строительного процесса в силу многоиспользованности. Основная тенденция сегодня такова, что до 15 % девелоперов из-за желания сэкономить с одной стороны и ускорить принятие решений – с другой – стараются уменьшить объемы аутсорсинговых услуг и все чаще пользуются внутренними ресурсами в части выполнения проектов. Это грозит негативно отразиться на сегменте: больше других может достаться мелким и средним проектным компаниям, которые не вынесут конкуренции с проектными бюро застройщиков и более крупными компаниями. По мнению представителя архитектурной группы компаний «Семрен и Монссон» в Уральском федеральном округе Андрея Бодягина, в выигрыше сегодня архитектурные бюро, которые раньше были филиалами иностранных компаний или тесно кооперировались с такими. Это дает им определенный опыт. «Приобретенные в таком сотрудничестве знания теперь стали неоспоримым конкурентным преимуществом. Однако полностью заменить иностранных проектировщиков сложно: сохраняется дефицит в узкой экспертизе (например, в высокотехнологичных объектах, сложных инженерных системах) и понимании мировых трендов, которые нам еще только предстоит узнать», – заметил он в комментарии «ФедералПресс». Его поддержал директор по развитию архитектурной группы компаний «Семрен и Монссон» в России и СНГ Андрей Петров. «Отечественные бюро смогли в значительной степени компенсировать уход зарубежных компаний, однако на российский рынок вышли также бюро из стран БРИКС, что расширило географию. Хотя общее число иностранных бюро и сократилось, запрос на международный опыт на конкурсах внутри России сохраняется. И иностранные участники, зачастую удаленно, подают заявки на участие в них», – сказал он. Понятно, что в условиях трансформации рынка ключевыми тенденциями на рынке становятся изменение направления деятельности архитектурных бюро для сохранения объема заказов, укрупнение за счет слияния малых с более крупными проектировщиками с сильной и стабильной позицией на рынке, ставка на качество, а не количество квадратных метров в проектной документации, а также возможность использования цифровых инструментов в работе. «Сегодня рынок существенно сузился. Особенно это ощущается в проектировании жилья, новые проекты преимущественно ограничиваются концептуальным проектированием, разработка проектной документации и непосредственно строительство отложены до более подходящего момента. Появляются новые типологии, в частности мультифункциональные объекты и смешанные форматы, которые сочетают жилые, коммерческие и общественные функции. Трендом становится создание «мест приложения труда» – комфортных рабочих пространств, они уже активно появляются в Московской области и понемногу в регионах, что отражает изменения в образе жизни и работе», – прокомментировал ситуацию для «ФедералПресс» Андрей Петров. «В регионах девелоперы стали уделять больше внимания среде, дворовым пространствам, общественным зонам. Ушёл акцент исключительно на метраж и цену, важнее стали комфорт и функциональность», – сказал Андрей Бодрягин. Отвечая на вопрос о том, как изменились требования к материалам в архитектуре, Андрей Петров отметил, что рынок столкнулся с импортозамещением как в материалах, так и в инженерном оборудовании и технологиях. «Импорт по-прежнему сохраняется, но основная доля материалов теперь представлена отечественными производителями, которые стараются повышать качество, чтобы оно было сопоставимо с ушедшими брендами. В проектировании на ранних этапах требуется учитывать стоимость материалов и технических решений, чтобы оптимизировать бюджет. Стало необходимым моделировать различные сценарии, для чего формируются спецификации материалов уже на этапе концептуального проектирования, которые уточняются в ходе дальнейшего проектирования. Работа с бюджетом начинается с самых первых треков проекта, совместная задача архитектора и девелопера придерживаться его рамок», – сказал он. Андрей Бодрягин при этом считает, что при выборе материалов определенно на первое место вышел параметр «цена – качество»: растет запрос на отечественные материалы средней ценовой категории, но с повышенными конструктивными характеристиками или презентабельным внешним видом, говорит он. Архитектура как искусство: кто и за что получает преимущества на рынке Председатель Совета Торгово-промышленной палаты России по креативным индустриям и руководитель Лаборатории креативных индустрий Школы управления Сколково Лидия Рой тоже отмечает, что «в условиях спада строительного рынка борьба идет уже не столько за покупателя квартиры, сколько за удержание и привлечение жителей, способных формировать устойчивые сообщества». Именно поэтому девелоперы всё чаще выстраивают партнерства с культурными институциями и творческими индустриями, работают над внедрением арт-объектов и созданием креативных площадок внутри жилых кварталов, а также создают гибкие сценарии использования территорий, позволяющие быстро адаптировать их под новые потребности. По словам Лидии Рой, ключевыми направления развития становятся комплексное развитие территорий (КРТ) – переход от точечной застройки к системной трансформации целых районов; редевелопмент промышленных зон – создание новых культурных и деловых кластеров на месте бывших заводов; многофункциональные кварталы – интеграция жилья, работы, образования, досуга и культуры; а также социальная вовлеченность – участие жителей в проектировании через воркшопы, общественные слушания и пилотные события. «Рынок строительного проектирования в условиях спада действительно изменился. На смену простой конкуренции цен и квадратных метров пришла конкуренция за качество жизни. Девелоперы, которые понимают ценность социально-культурного проектирования, сотрудничают с креаторами и внедряют арт-объекты, получают устойчивое преимущество. А сами города – шанс на долгосрочное развитие, основанное не на количестве построенных объектов, а на создании живой и привлекательной среды, – рассказала в интервью «ФедералПресс» Лидия Рой. – Если раньше проектирование чаще ограничивалось возведением «коробки» и ее эксплуатацией, то теперь всё больше внимания уделяется комплексному развитию территорий. Эта модель предполагает создание целостных экосистем, где жильё соседствует с образовательными, культурными и общественными пространствами. Такая смена подхода связана не только с нормативными изменениями, но и с изменением ожиданий горожан. Жители выбирают не просто квадратные метры, а образ жизни, качество среды, доступность инфраструктуры. На первый план выходит так называемое социально-культурное проектирование. Это означает, что вместе с архитектурными и планировочными решениями в проекты закладываются сценарии использования территории: культурные центры, общественные площадки, образовательные хабы, события и фестивали. Кроме того, всё больше разговоров идет о том, что девелоперам необходимо сотрудничать с представителями креативных индустрий и художниками, внедряя арт-объекты, перформативные форматы и творческие инициативы прямо в структуру новых проектов. Такие элементы не только оживляют пространство, но и создают уникальную идентичность территории, превращая её в точку притяжения для жителей и туристов. Для девелопера это не только повышение ценности проекта, но и возможность конкурировать за ключевой ресурс современного города – креативный класс. Люди, занятые в сфере инноваций, технологий, культуры и образования, выбирают места, где есть не только комфортное жилье, но и насыщенная социальная и культурная среда». Такие модные тренды, как цифровизация и инновации, не обходят стороной рынок строительного проектирования. И даже напротив – становятся одним их главных критериев успеха архитекторов-проектировщиков. Чтобы соответствовать запросам потребителей своих услуг, они должны быстро и гибко адаптироваться к новым условиям. Выигрывают те архитектурные бюро, которые предлагают самые оригинальные и эффективные решения. Важно иметь целый пакет возможностей: это собственная квалифицированная команда специалистов, индивидуальный подход к заказчику, создание цифровых моделей (BIM – Building Information Modeling) и, разумеется, принципы энергоэффективности, экологичности и устойчивости. Региональная идентичность Креативность и цифровизация открывает новые возможности для региональных архитектурных бюро, которые выходят на федеральный уровень. «Благодаря повсеместной цифровизации и новым технологиям региональные бюро получили возможность работать на рынках Москвы и Санкт-Петербурга. Они становятся более конкурентоспособными благодаря тому, что стоимость расходов на содержание офисов и команды в регионах ниже, а уровень образования, ИИ и насмотренность за последние годы ощутимо повысились. В это же время московские проектировщики идут в регионы. После пандемии онлайн-встречи и взаимодействие стали нормой, поэтому зачастую для такой работы даже не требуется открывать региональное представительство», – рассказал директор «Семрен и Монссон» в России и СНГ Андрей Петров. «Для местных бюро всегда были возможности работать в крупных городах, предлагая стоимость ниже столичных бюро за счет более низких издержек. А сейчас появился блестящий шанс проектировать в любом регионе через участие в многочисленных конкурсах, вступление в консорциумы и предложение заказчику как изюминку уникальную региональную идентичность», – добавил представитель в УрФО Андрей Бодягин. Вероятнее всего, образ жизни людей развитие вкупе с цифровизацией и ИИ в ближайшем будущем изменят архитектурный дизайн: предпочтение будет отдаваться открытым и практичным планировкам и высококачественным и экологичным материалам, повысится спрос на разработку проектов жилых домов бизнес-сегмента с индивидуальными планировками. А значит, это даст новые возможности всем участникам рынка. Фото с сайта pxhere.com