В Воронеже нашли причины слабого интереса к страхованию садов

Два года подряд садоводческие хозяйства Центрального федерального округа, и в первую очередь Черноземья, терпят серьезные убытки из-за непогоды: то весенние заморозки уничтожат большую часть цветков, то град добьет оставшиеся плоды. Возместить ущерб могли бы страховые компании, но садоводы страхуются неохотно. В причинах разобралась "РГ".

В Воронеже нашли причины слабого интереса к страхованию садов
© Российская Газета

По данным Национального союза агростраховщиков (НСА) на 31 августа, яблоневые сады застрахованы на восьми тысячах гектаров (пять тысяч - на посадки и три - на урожай) в 11 регионах Центрального, Южного и Северо-Западного федеральных округов. Из них более половины - 4,5 тысячи гектаров садов - пришлись именно на ЦФО: на четыре области Черноземья.

Лидером в округе и России является Липецкая область, где застраховано 3,2 тысячи гектаров: 1,9 тысячи самих посадок (31 процент от площадей под семечковыми культурами) и 1,3 тысячи - урожай (21 процент). Около 700 гектаров застраховали белгородские производители яблок, в том числе 500 гектаров - под урожай (9,6 процента от площадей) и 200 - под посадки (три процента). Чуть меньше пришлось на Курскую область - 600 гектаров: все под урожай, это 41 процент от всех садов в регионе. Еще шесть гектаров застраховано в Тамбовской области - менее процента от площади.

Кроме того, в Белгородской области застрахованы посадки косточковых культур на 20 гектарах и ягодников на 11 гектарах, а в Тамбовской области - ягодники на 48 гектарах.

Садоводы из других регионов вообще ничего не страховали. Меж тем из-за возвратных заморозков и града многие потеряли едва ли не весь урожай.

Для садоводов важно страховать и качество урожая: его можно собрать, но не продать

В прошлом году в Воронежской области, по данным регионального минсельхоза, цветки и завязи погибли на 5,4 тысячи гектаров. Совокупный ущерб 35 хозяйств составил 600 миллионов рублей, а было собрано две тысячи тонн фруктов и ягод из 100-120 тысяч тонн возможных. В этом году ущерб из-за заморозков зафиксирован на 3,2 тысячи гектаров (44 процента от общей площади) в 30 хозяйствах: погибло от 20 до 100 процентов садов, ущерб оценен в 242 миллиона рублей. Кроме того, в этом году град побил 392 гектара плодовых посадок (совокупный ущерб вместе с другими растениеводами - 134 миллиона).

В прошлом году ситуация была беспрецедентная, поэтому правительство РФ выделило в помощь всем садоводам около 930 миллионов рублей из резервного фонда. Воронежским фермерам с учетом областного софинансирования было компенсировано чуть более половины убытков - 347,6 миллиона.

Однако, как сообщил на прошедшем в Воронеже совещании садоводов, чиновников и страховщиков президент НСА Корней Биждов со ссылкой на главу Минсельхоза РФ Оксану Лут, федеральные власти будут уходить от прямых компенсаций, стимулируя таким образом агрострахование.

Но и господдержка - а регионы компенсируют до 50 процентов страхового полиса - пока не привлекает профильных аграриев. Хотя в том же растениеводстве проблем нет (в Черноземье стабильно страхуется треть и более посевов).

Причин тому несколько. Некоторое время не учитывались особенности садоводства. Это и агротехнология (сады интенсивного типа высаживаются иначе, чем традиционные), и качество урожая: собрать его можно было в планируемом количестве, но из-за непогоды, болезней или чего-либо еще нельзя было продать из-за потери качества. Эти проблемы решены, но есть особенность: если по яблоне в ЦФО можно застраховать качество, то по груше, сливе, черешне и вишне - нет. Хотя при запросе от регионов такой вариант может быть рассмотрен.

Остается, конечно, и ценовой фактор. Страхование садов в принципе дороже, чем страхование тех же зерновых. Снизить цену может франшиза, когда основную сумму покрывает страховка, а часть расходов владелец полиса берет на себя. Тут, отметил Корней Биждов, может и "наступить разочарование": чем выше процент франшизы, тем меньше выплата.

Кроме того, нужно еще и разбираться в особенностях страхования. Бывали случаи, когда садоводы страховали посадки, а погибал урожай - и страховщик ничего не выплачивал. Также нужно определиться с видом страховки: по программе ЧС это проще, но суммы меньше (для организации выплат достаточно объявления властями режима чрезвычайной ситуации), мультирисковая программа позволяет застраховать от конкретных природных явлений, но в несколько раз дороже. Но, какой бы ни был выбор, страхуются только сады в плодоносящем возрасте.

Есть и нерешенные вопросы. Директор компании "Брянский сад" Дмитрий Моисеенко рассказал, что для подтверждения заморозков нужны данные со станций Гидрометцентра, но к их хозяйству ближайшая - в 80 километрах, и информация с нее сильно отличается от показателей со станций хозяйства. Федеральные власти уже рассматривают включение частных станций в общую систему, но работы еще предстоит много. Также по пилотному проекту Минсельхоза размещается сеть метеостанций в трех регионах: в Воронежской области, Татарстане и на Алтае.

Воронежскому фермеру Александру Продану непонятно, считать ли страховыми случаями засуху и ущерб от птиц:

- Смородина у нас не дала урожая. Как выяснилось, она росла и попросту выпрела: в верхнем слое почвы было 60-70 градусов тепла плюс полив. А для жимолости большая беда - птицы. Из-за них и непогоды мы вместо 15 тонн собрали 1,5-2. При этом совершенно неясно, что делать с птицами. Закрывать растения сетками нельзя: полным-полно краснокнижных птиц, в сетках они запутываются и гибнут, а это уголовная ответственность. Доходило до того, что на мопедах ездили по полям и пугали.

Однако страхование с господдержкой не покрывает риска ущерба от животных. Можно договориться за полную стоимость со страховщиком. Для изменения ситуации надо менять федеральное законодательство. Как правило, с господдержкой страхуются "самые разрушительные агроклиматические явления, от которых аграрий может быть разорен", отметил Корней Биждов. Засуха же в отдельных случаях страхуется.

На урожайность влияют и агрономические ошибки, указала заведующая кафедрой плодоводства и овощеводства Воронежского агроуниверситета Галина Ноздрачева. По ее словам, нередко, особенно начинающие садоводческий бизнес фермеры, не учитывают рельеф местности, плодородие почвы, розу ветров, а также забывают про садозащитные насаждения. Впрочем, насколько эти факторы учитываются в агростраховании, участники встречи не пояснили.

У граничащих с Украиной регионов - дополнительные проблемы. Так, рассказал замглавы белгородского минсельхоза Андрей Головков, сады застраховало хозяйство "Цветущий сад", которое находится в пяти километрах от границы. По данным компании, погибло 90 процентов урожая, но зафиксировать убытки пока нельзя: чтобы получить выплату, необходимо завершить уборку, а это крайне тяжело из-за постоянных атак.

В НСА рассказали "РГ", что в этом сезоне от купивших полисы белгородских, курских и липецких хозяйств уже поступали сообщения страховщикам о повреждении завязи. Предварительно речь идет о 353 гектарах. Но пока "процесс урегулирования не завершен": данных о подтверждении по этим убыткам в НСА пока не поступило.