Автобусный рынок России: новые акценты в структуре спроса

Автобусный рынок России: новые акценты в структуре спроса По данным «Автостат Инфо», в августе 2025 года рынок новых автобусов сократился на 26% в годовом выражении — с 1 270 до 939 ед. Относительно июля зафиксирован небольшой рост на 6% (с 883 ед.), что говорит скорее о коррекционном колебании, чем о развороте тренда. В целом за январь–август 2025 года продажи составили всего 6 003 автобуса, что на 54% меньше прошлогоднего результата (13 178 ед.). Региональная структура спроса показывает неоднородную динамику. Резкий рост в августе отмечен в Сибирском ФО — +32,7% г/г, при доле парка в 7,3%. Положительным результатом выделился также Южный ФО (+3,3%, доля 9,9%). Дальневосточный ФО снизился всего на –9,1%, удержав долю 4,3%. Однако в крупных округах спад глубокий: Центральный ФО: –28,3% при доле 41%, Уральский округ: –38,6% (доля 19%), Приволжский округ: –36,7% (доля 7,3%). Также значительное сокращение зафиксировано в Северо-Западном ФО: –31,1% (доля 8,9%) и в Северо-Кавказском ФО: –19,2% (доля 2,2%). Таким образом, именно регионы с максимальными долями рынка определили общий отрицательный результат, тогда как положительная динамика в Сибири и на Юге носит локальный характер и не компенсирует падение в центре и на Урале. Лидером среди брендов по итогам января–августа остается ПАЗ — 2 878 ед. (–47% г/г), при этом доля бренда удержалась около 48%, что подтверждает его статус базового поставщика для региональных перевозчиков. Вторым остается Yutong — 820 автобусов (–47%), но китайский производитель явно утратил темпы роста, наблюдавшиеся годом ранее. Сильнее всех в массовом сегменте просели «ЛиАЗ» — 439 ед. (–77%) и «НефАЗ» — 360 (–71%), что связано с сокращением закупок в рамках крупных госпрограмм. Положительная динамика отмечена у нишевых игроков: «КАВЗ» — 52 ед. в августе (+247% к прошлому году, но при низкой базе), «МАЗ «— 28 шт. (+460%), а также Higer, который стабилизировал продажи и сохранил свою нишу — 277 автобусов за январь-август 2025 (–37%). По моделям в августе сохраняется сильное падение традиционных лидеров. ПАЗ Vector Next показал лишь 159 регистраций (–41% к августу 2024 года), ПАЗ 3205 — 124 ед. (–12%). Однако внутри линейки ПАЗ есть и рост: ПАЗ 4234 прибавил 84% к прошлому августу (138 ед.), а модель ПАЗ 3204 увеличилась количестве продаж в 14 раз (57 ед.). Среди иностранных брендов удерживает объемы Yutong 6127 — 70 автобусов (–14%), а Higer KLQ-Serie и МАЗ 203 зафиксировали кратный рост (30 и 27 ед. соответственно). На дистанции 8 месяцев сильнее всего упали ПАЗ Vector Next (–63%, до 910 ед.) и ЛиАЗ Citymax 12 (–78%, до 286 ед.). В то же время МАЗ 203 прибавил +79% (144 ед.), а Higer вырос на +79% (109 ед.), что подчеркивает расширение присутствия нишевых производителей. Напомним, что основной обвал на рынке пришелся на январь 2025 года, когда продажи снизились более чем втрое к декабрю2024 года (с 2 209 до 634 ед.). Весной рынок «нащупал дно»: в июне зафиксирован минимум года — 595 автобусов. С июля началось постепенное восстановление — 883 ед. в июле и 939 в августе, однако это лишь коррекция в пределах узкого диапазона. Сильный осенний всплеск, наблюдавшийся в 2024 году, пока не повторяется.