"Человейники" уходят в прошлое: в Самаре отказались от точечной застройки

Что такое мощная застройка, Самара знает не понаслышке. По словам экспертов, в 2000-2010 годах в регионе возник огромной спрос на жилье. Отрасль переживала период бума: именно тогда строились уплотненные кварталы, где явно не хватало воздуха и зелени, а поблизости не было школ и больниц. Среди примеров можно назвать дома на Пятой просеке, Московском шоссе, улицах Революционной, Гагарина, на выезде из города. Эксперт в области жилищного строительства Олег Никитенко рассказывает, что появление "человейников", с одной стороны, удовлетворяло возникший спрос, с другой - вызвало негативные последствия. - Возникла диспропорция: у тебя есть новая квартира, но при этом ты стоишь в пробках, отдать ребенка в детский сад - проблема, в школе 45 учеников в классе. Ты заплатил деньги, взял серьезные обязательства по ипотеке, а комфорта не ощущаешь, - отмечает Никитенко. Еще одна проблема - возникновение спальных районов. Она дает большой объем маятниковой миграции - утром и вечером. Учитывая, что дорожная и транспортная инфраструктура развивается медленнее, чем строятся дома, жителям приходится тратить серьезное время на дорогу. Новая редакция ПЗЗ - большой шаг к решению накопившихся проблем. Правила направлены на комплексное и сбалансированное развитие городских территорий. Такая задача поставлена губернатором Вячеславом Федорищевым. - Правительство Самарской области должно обеспечить опережающее развитие региона в сфере градостроительства. Необходимо установить правила, которые позволят создавать новые комфортные жилые кварталы с развитой социальной инфраструктурой, - подчеркивает глава региона. Благодаря новым ПЗЗ обязательным условием застройки становится наличие проекта планировки территории (ППТ). - ППТ - это документ, который обосновывает, что застройка будет обеспечена всей необходимой инфраструктурой. Жители получают гарантию, что город вокруг их ЖК тоже будет комфортным, - говорит Никитенко. По словам экспертов, проект планировки должен пройти не только согласование в профильных службах, но и процедуру общественного обсуждения. Для застройщика это гарантия того, что жители территории поддержат строительство и не потребуют его остановки на этапе котлована - таким образом риски, которых итак много в отрасли, снижаются. Еще одной новацией ПЗЗ стало существенное снижение максимального процента застройки земельных участков. Для среднеэтажных жилых комплексов он составляет 30 %, а для многоэтажных - всего 10 %. Как отмечает министр градостроительной политики региона Андрей Грачев, новый механизм позволит девелоперам по-другому относится к своему проекту. - Новые ПЗЗ - это не запрет на строительство, а стимул для развития территорий с умом. Снижая коэффициент застройки, мы предлагаем инвесторам мыслить шире: не просто возвести дом, а создать комфортный квартал с парковками, детскими площадками, социальными объектами и зелеными зонами. Это долгосрочные инвестиции в качество жизни жителей Самары, - говорит министр. По словам главного архитектора Самарской области Екатерины Семеновой, новые ПЗЗ позволят найти компромисс между высокими темпами ввода жилья и комфортом приобретающих его граждан. - Процесс строительства останавливать нельзя - это эволюция. Но право на жизнь имеют только качественные проекты, - говорит главный архитектор. - В нашем городе есть масса перспективных территорий - это самарское заречье, Безымянка - теперь они будут застраиваться по новым правилам. Еще один пункт ПЗЗ устанавливает процент озеленения земельного участка. - Раньше застройщики откладывали вопросы озеленения в дальний ящик. Сейчас это будет невозможно: наличие зеленых зон - обязательное условие утверждения проектной документации. Минимальный процент озеленения - 10 % для участка площадью до 1 гектара и 15 % для участка площадью больше одного гектара, - рассказывает Семенова. Недостатком многих существующих застроек является отсутствие парковочных мест. В новых ПЗЗ этот аспект также рассматривается. Правила запрещают размещение наземных стоянок и парковок вдоль улиц, если они ограничивают проезжую часть, пешеходные переходы, тротуары. Одновременно документ устанавливает нормы по использованию подземной части зданий, в том числе для размещения парковочных мест. Эксперты отмечают, что строительство по новым правилам может привести к повышению цен на квартиры. - Жилье, обеспеченное инфраструктурой, стоит дороже. Однако потребитель прекрасно понимает, за что он платит деньги, - отмечает Никтенко. Самарчанка Алена уже 11 лет живет в ЖК в границах улиц Мичурина, Врубеля, Лукачева, Скляренко. - С детскими площадками у нас все хорошо, но мест в школах и садиках не хватает. Мы относимся к льготной категории, поэтому в сад попали достаточно быстро - за полтора года. Для других родителей проблема решается дольше, - говорит Алена. - Очень хочется, чтобы при строительстве новых ЖК учитывалось наличие образовательных учреждений для наших детей.

"Человейники" уходят в прошлое: в Самаре отказались от точечной застройки
© СОВА