Эксперты назвали две марки, которые помогли российскому авторынку вырасти

Эксперты Газпромбанк Автолизинг специально для "Российской газеты" проанализировали продажи машин в августе 2025 года. Оказалось, что в самом "урожайном" месяце авторетейла прирост продаж обеспечили Haval и Belgee. Из них первая марка показала наиболее существенный подъем за месяц (+22%), в то время как белорусская Belgee впервые обогнала Changan и собирается вытеснить из топ-3 Geely.

Эксперты назвали две марки, которые помогли российскому авторынку вырасти
© Российская Газета

Летние месяцы редко могли отличиться "урожайностью". Но в текущем году август вслед за июлем продолжил ставить рекорды продаж. Он привел в салоны порядка 125 тысяч покупателей. Этого хватило, чтобы стать лучшим месяцем 2025 года. Впрочем, до прошлогодних значений все еще далеко. Хотя бы приблизиться к показателям августа 2024 года пока не удалось. Тогда на волне страхов о скором внеплановом повышении утилизационного сбора было раскуплено больше 152 тысяч машин.

В августе "двигателем прогресса" служили другие факторы. Ведущие банки ухудшили условия по вкладам. Годовые ставки по депозитам предлагают на уровне 13%, что на 6-7 п.п. ниже, чем еще в начале лета. То есть проценты по депозитам снизились вдвое быстрее, чем ЦБ скорректировал ставку рефинансирования. Немало клиентов завершили стадию накопления и решились на крупные траты.

Тренд поддержали и импортеры "китайцев". Субсидирование в ряде марок превращает на сегодня кредитную сделку в рассрочку. Кроме того, есть бренды, которые ввели особые скидки: их дают покупателям с детьми, военным, медработникам, полицейским и госслужащим. Мера, по сути, более действенная, чем господдержка кредитования. Лизинговые компании на фоне оживления рынка также начали смягчать риск-политики, постепенно снижая минимальные авансы и стоимость финансирования.

Все это позволило китайским маркам реализовать 65 385 автомобилей, почти столько же, что и месяцем ранее (65 593 а/м; -0,3%), но на 26% меньше, чем в августе прошлого года (88 475 а/м). С учетом китайско-белорусской Belgee общие продажи китайского сегмента в августе 2025 года превысили 73,1 тысячи а/м.

Haval в последний месяц лета реабилитировался за кратковременную потерю лидерства среди иномарок в июле. В августе бренд реализовал 16 тысяч автомобилей, на 22% больше, чем в июле. Это лучший результат в топ-10. Динамика относительно августа 2024 года (-14%) тоже оказалась заметно лучше рыночной. Главную роль в завоевании кошельков покупателей, как и прежде, играл кроссовер Jolion (6,6 тысячи сделок, +20% к июлю 25 г.) В августе автомобиль впервые обогнал Lada Vesta и стал вторым в абсолютном зачете, уступив лишь Lada Granta. Впрочем, в десятке лучших моделей нашел себя и Haval М6 (3,1 тысячи а/м, +36%). Старт полноценной (со сваркой и окраской) сборки этого вседорожника на втором российском заводе Haval в Калуге помогает дистрибьютору держать "вкусные" цены.

У Chery с поддержками все тоже очень неплохо. Однако цифры продаж августа все-таки демонстрируют падение продаж 18% за месяц - 11,1 тысячи сделок. Год к году падение еще более резкое - 33%. Если раньше у марки было семь суббрендов в России, то летом их число возросло до восьми. Приходя в салон Chery, покупатели теперь видят еще и Tenet.

В той же парадигме работает у нас и Geely. Пока 8,7 тысячи сделок хватило, чтобы остаться в топ-3 иномарок. Результат оказался примерно в общей динамике рынка к июлю, но на 40% хуже, чем в августе 2024 года. Локомотив продаж марки, кроссовер Monjaro, несмотря на немалый по китайским меркам трехлетний возраст, все еще неплохо продается (3,3 тысячи машин, +3% к июлю).

Однако ценовое преимущество все отчетливее переходит от материнской марки к Belgee. Выбрать примерно тот же товар за меньшие деньги решили 7,8 тысячи желающих. Это плюс 20% к июлю 2025 года и 124% к августу 2024 года. В сентябре под маской Belgee S50 в салонах представят еще и седан Geely Emgrand. К концу года белорусско-китайскую марку мы, скорее всего, увидим в тройке лидеров.

В свою очередь бренд Changan (7 тыс. а/м в августе), напротив, отдалился от пьедестала. Относительно июля результат оказался хуже на 9%, год к году динамика составила минус 37%. У марки все относительно неплохо с широтой модельного ряда, но без существенных вложений в маркетинг ей сложно бороться с лидерами. Больше половины продаж снова обеспечил всего один кроссовер - СS55, переименованный недавно в Uni-S.

Суббренды Chery - Jetour (4,5 тысячи а/м), Omoda (3 тысячи) и Exeed (1,6 тысячи) - остались в десятке. Динамика изменения продаж за месяц у них колеблется в районе 2-8 процентов. Год к году в "плюсе" (21%) оказался только Jetour. Впрочем, бич "суббрендирования" не обошел и эту марку стороной. Два ходовых кроссовера - X70 и X90 - набирают популярность еще и под маской Soueast. Осенью к ним присоединится бестселлер Jetour - модель Dashing. У Soueast это будет S06. Замкнувший топ-10 еще один родственник Chery - марка Jaecoo - реализовал в августе 1,3 тысячи а/м (-14% к июлю, -54% год к году).

Скорее всего, сентябрь продолжит приятный тренд, а объемы авторетейла продолжат расти и превысят показатели августа. Этому помогут закончившийся сезон отпусков, приток денег с вкладов, а также квартальные бонусы импортеров.