Европейскому автопрому грозит забвение: шансов на возврат в РФ почти нет
Разговоры о возможном возвращении европейских автобрендов в Россию снова активизировались - на фоне усталости части потребителей от китайского автопрома и неудовлетворённости предложением локальных марок. Однако шансы на полноценный камбэк тех, кто покинул рынок, становятся всё более призрачными. Причина - не только в политике, но и в глубоком кризисе, охватившем сам европейский автопром, пишет "Автовзгляд".
За три года отсутствия из всех иностранных производителей именно европейцы отдалились больше других. Японские и корейские автомобили продолжают массово поступать на рынок по параллельному импорту, занимая верхние строчки в рейтингах продаж. А вот бренды из ЕС, даже при желании, окажутся в заведомо проигрышной позиции. И не только из-за репутационных потерь.
Промышленность Европы сталкивается с беспрецедентными вызовами: рост издержек на фоне отказа от российских энергоносителей, падение маржи, утрата позиций на китайском рынке, где та же Porsche за два года потеряла половину спроса. Дополнительный удар нанесла перспектива введения США новых торговых тарифов - экспорт в Штаты может стать экономически нецелесообразным.
Попытки переложить производство на другие площадки лишь частично решают проблему. Конкурировать с Китаем, чьи автомобили при сопоставимом оснащении стоят ощутимо дешевле, европейским компаниям становится всё труднее - как в Азии, так и в России. И даже в Европе уровень спроса сжимается на фоне общего падения доходов.
В этих условиях конкурентоспособность европейских автомобилей снижается ускоренными темпами. А это значит, что при возвращении на российский рынок бывшие лидеры могут не выдержать конкуренции - прежде всего, с китайскими брендами, уже прочно закрепившимися в сегментах, где раньше доминировали Volkswagen, Skoda, Renault и другие.
Ирония ситуации в том, что возвращаться в Россию вскоре будет просто некому. Парадоксально, но сегодня под угрозой исчезновения оказывается сам субъект возвращения - европейский автопром. Пока он ищет новые рынки и способы выживания, российский потребитель уже делает выбор в пользу тех, кто остался.