Главред «МК на Камчатке» Сиваев: 20 июля людям говорили, что самое страшное позади

Серия из 65 землетрясений произошла на Камчатке за минувшие сутки, 10 сейсмособытий ощущались в Петропавловске-Камчатском. По данным местного филиала Единой геофизической служб РАН, сейсмическая активность в крае снижается, хотя остается высокой. Афтершоковый процесс может продлиться несколько месяцев.

Землетрясение магнитудой 8,8 произошло 30 июля 2025 на территории Камчатского края и Сахалинской области. Ученые назвали его сильнейшим с 1952 года в тех регионах. В МЧС накануне заявляли, что четыре вулкана на Камчатке извергаются, еще один — готовится к извержению.

Главный редактор газеты «МК на Камчатке» Евгений Сиваев объяснил «Свободной Прессе», что больше всех пострадала краевая столица. По его словам, примерно к часу дня 30 июля власти обратились к руководству предприятий, чтобы людей отпустили домой. Кто-то прислушался к рекомендации, кто-то нет, но на дорогах Петропавловска «стало тесно», особенно на выезде из города.

«Сразу после первого толчка единственная на Камчатке газовая автозаправка была отключена на час, специалисты проверяли агрегаты на предмет утечки метана. Тем временем в торговых центрах ставились рекорды выручки. Людей можно понять: они бежали за город и запасались впрок. В то же самое время так называемые афтершоки не прекращались. Представьте себе полный магазин народа и вдруг там рушатся стены. Тут есть, конечно, пища для размышлений — в городе объявлено ЧС, но все магазины работают — просто пир во время чумы», — уточнил собеседник издания.

Журналист отметил, что масла в огонь в 6 часов вечера подлила СМС от официальных источников с просьбой воздержаться от нахождения в квартирах. Через пару часов пришло другое сообщение, что квартирами снова можно пользоваться. Потом граждане узнали, что в краевом центре и Паратунке открыты контейнеры для временного размещения людей.

«Хорошо, что у многих есть дачи, и люди целыми семьями перекочевали за город, и хорошо, что на дворе лето. Кстати, дачи и гаражи сразу подлетели в цене, более того, были случаи горячих продаж подобной недвижимости 30 июля», — рассказал Сиваев.

Он предположил, что в запоздалом оповещении населения ученые не виноваты. Геофизическая служба давала комментарии, чтобы успокоить население. И 20 июля говорили, что самое страшное позади, и «в течение месяца будет наблюдаться постепенное затухание потока афтершоков». Тогда магнитуда толчка составила 7 и 6, а теперь «почти девятка».

«Выходит, 10 дней до катаклизма был форшок — то есть землетрясение, произошедшее до более сильного события и связанное с ним примерно общим местом. Говоря простым языком, отличить форшоки от афтершоков крайне сложно. Так что регистрировать события мы можем, но точно предсказывать, увы, нет. Ну, пока сейсмологи не дают нам четких рецептов, надо брать судьбу в свои руки. Это я о мебели, которую желательно пришурупить к стенам, о тревожном чемоданчике с документами, аптечкой и тушенкой — чтобы не создавать давку в магазинах в разгар афтершоков», — подчеркнул главред.

Минувшее землетрясения в очередной раз показало, что паника напрочь стирает все знания о том, куда бежать из квартиры и как в ней прятаться. Например, до сих пор бытует мнение, что лучше «схорониться» под кроватями и партами. А ведь еще при землетрясении в Армении было много жертв именно среди школьников, которые прятались под партами. Уже тогда заговорили, что такая практика — сомнительна. А эксперт ООН Дуглас Копп, участвовавший в ликвидации последствий катастроф в 60 странах, разработал идею «треугольника жизни». Его смысл в том, чтобы человек прятался в буферных зонах между теми же партами, кроватями и шкафами, а не под ними, заключил Сиваев.