Девелопер Владимир Щеколдин о роли скидок на рынке недвижимости: «Сохраняют гигиену предложения»

«Запас прочности у каждого российского девелопера разный, под одну гребенку всех равнять нельзя. В 2022–2023 годах многим казалось, что хорошие времена могут продлиться долго. Но сейчас все изменилось. Конечно, остались глобальные цели, которые состоят в том, чтобы при взаимодействии с органами власти менять наши города к лучшему. Но при этом, все девелоперские структуры являются коммерческими организациями, которые по своему определению должны зарабатывать деньги и приносить прибыль. Мы понимаем, что тех цифр, которые бы мы хотели, не будет. Уже не будет 95 % распроданности квартир при вводе дома в эксплуатацию. Сейчас для застройщика основная история – это закрытие банковского кредита, погашение процентов, и остаток денег придет от квартиры, которую можно реализовать и двигаться дальше. В настоящее время модель выглядит так, чтобы распроданность была хотя бы 65–70 % при вводе дома в эксплуатацию. Уже потом мы начинаем задумываться, чтобы была какая-то маржинальность, и мы могли на этом что-то зарабатывать. Сейчас перед застройщиками стоят две важных задачи. Первая: закрытие «кредиторки», чтобы ее не было. Вторая: своевременный ввод объектов в эксплуатацию, чтобы люди получали квартиры вовремя. Отмечу, что 70 % распроданности дома сейчас недостаточно, чтобы мы закрыли кредит и текущий процент по ключевой ставке. Считаю, что еще два года такой сложной ситуации приведут к тому, что любой застройщик съест весь свой «финансовый жирок», если он, конечно, есть. Предполагаю, что ближайщие два года будут для девелоперов крайне непростыми. Поэтому мы, как и многие, перестраиваем свою бизнес-модель, способы ценообразования. Нужно помочь бизнесу жить. Поэтому мы вводим для наших покупателей рассрочку. Да, для бизнеса это нехорошо, особенно, когда рассрочек много. Такие договоры могут стать необеспеченными, и впоследствии привести к печальным последствиям. Рассрочек в портфеле продаж должно быть 15–20 % при определенном ассортименте квартир, к которым они применяются. Важно учитывать, что у каждой квартиры есть свой срок продажи. Ликвидные, качественные квартиры могут продаваться чуть дольше, но без всяких рассрочек. При этом рассрочка является отличным инструментом, чтобы создать постоянный входящий поток денег в компанию. Однако застройщики не должны устраивать «гонку скидок». Но в «гигиене предложения» скидки должны быть, это полезно для рынка российской недвижимости». Фото предоставлено пресс-службой ГК «ИКАР»

Девелопер Владимир Щеколдин о роли скидок на рынке недвижимости: «Сохраняют гигиену предложения»
© РИА "ФедералПресс"