В Тюмени бойца СВО чиновники лишили единственного жилья
Тюменец Юрий Олейник на фронте, считай, с первых дней СВО. Родину и нас защищает смело и отважно. Есть две награды, представлен к третьей. Был тяжело ранен. Долго лечился в госпитале в Санкт-Петербурге, сейчас в военной части ждет комиссию. "Хорошо бы признали годным к службе - тогда снова к друзьям, на фронт, - делится он. - Ну а не годен?.. Хотелось бы, конечно, домой, но меня крохотной комнатенки в общежитии даже лишили". Корреспондент "РГ" стал разбираться, как такое могло случиться.
История судьбы Юрия Олейника схожа с миллионами судеб других людей, росших в эпоху возрождения капитализма в стране. Безработица, нужда, поиски лучшей доли… Так еще в 2002 году он оказался на тюменской улице Судостроителей, 38, на Лесобазе. Приютил его в 17-метровой комнате общежития родственник Дмитрий Наседкин. Юрия зарегистрировали как члена семьи, сделали соответствующую запись в поквартирной карточке. Не один год они, как говорится, делили кров и стол поровну.
Когда Дмитрий женился, то перебрался жить к супруге, а Юрий остался в комнате один. Работал в разных подразделениях железной дороги, часто мотался на вахты. Поддерживал порядок, оплачивал коммунальные услуги. В 2017 году в квартире этажом выше произошел пожар. Огонь повредил и жилье Олейника - находиться в комнате стало невозможно. Мужчина начал делать ремонт своими силами. Продвигался он медленно - не хватало то времени, то денег. Но главное: до 2019 года ни у кого не возникало претензий к парню - он де-факто считался постоянным жильцом.
Но тут чиновники озаботились комплексным развитием территории. "Принять решение о КРТ жилой застройки в районе улиц Судостроителей - Камчатская - Константина Заслонова города Тюмени площадью 35,71 га. Определить предельный срок реализации решения 15 лет", - сказано в постановлении мэрии. И начался пересмотр состава жильцов: власти проверяли, кто действительно имеет право на жилье. Слабое звено нашли в лице Юрия - попытались через суд доказать, что он утерял связь с помещением, даже когда оно было цело-невредимо, а значит, и не приобрел право пользования им.
Вот как администрация Тюмени преподнесла эту ситуацию в ответе "РГ". Цитируем: "В департаменте имущественных отношений администрации города Тюмени (далее - департамент) на хранении имеется ордер, выданный иному лицу на право занятия указанного жилого помещения. Олейник Ю.П. в качестве члена семьи нанимателя в указанный ордер не включен. В связи с чем департамент обратился в суд с иском, в том числе о признании Олейника Ю.П. не приобретшим права пользования жилым помещением. Решением Ленинского районного суда города Тюмени от 28.11.2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 11.03.2020, удовлетворены исковые требования департамента. Учитывая, что правомерность проживания Олейника Юрия Петровича в жилом помещении, в том числе в судебном порядке, не подтверждена, у администрации города Тюмени отсутствуют основания для заключения с ним договора социального найма жилого помещения".
Слабое звено чиновники нашли в лице Юрия. И теперь пытаются доказать, что он утерял связь с помещением
Понять птичий язык чиновников непросто. Но если напрячься: вопрос с не приобретением права перерос в проблему невозможности заключения договора на новое жилье по соцнайму из-за КРТ.
Адвокат Лидия Балина, занимающаяся этой историей, более категорична в оценках.
- Все с ног на голову перевернули, - возмущается она. - Чиновники использовали формулировку "не приобрел права пользования". Хотя это противоречит практике Верховного суда, который неоднократно указывал: если человек зарегистрирован, проживает фактически, оплачивает коммунальные услуги и не утратил связь с жильем, то сохраняет право на проживание. Кроме того, никакого решения о выселении на сегодняшний день так и не принято. А значит, по закону он до сих пор имеет право на комнату. Но в департаменте, видимо, своя логика: раз суд не признал моего подзащитного полноценным нанимателем, значит, можно просто выгнать и комнату опечатать.
Когда Олейник уже подписал контракт и готовился к отправке на СВО в 2022 году, его все же выписали из общежития…
Несколько лет делами Юрия, пока он был на фронте, занимался младший брат Денис. Но действовал больше по наитию, не обладая юридическими знаниями. В результате везде упирался в углы.
- Беда в том, что сроки на обжалование вышли, но мы ищем любую зацепку, чтобы вернуть подзащитному жилье, - рассказывает Лидия Балина. - Юрию некуда идти, если будет комиссован, и по 69-й статье ЖК РФ он может получить новые квадратные метры, так как был вселен на правах родственника, проживал с Наседкиным одной семьей и в дальнейшем нес бремя ответственности за спорные квадратные метры аж 20 лет.
Теперь у братьев в одну папочку собраны разнообразные доказательства проживания в квартире № 701 на Судостроителей, 38. Этот адрес значился в рабочих документах Юрия Петровича, медкарте, договоре на покупку машины, характеристиках от участковых, даже в военкомат мужчину отсюда вызывали. Опять же в 2017 году после пожара у соседей было возбуждено дело и нашего героя тогда признали потерпевшим. И в поквартирной карточке значится фамилия бойца. Что это все вместе, если не явные факты в его пользу?!
Радует, что недавно делом Юрия Олейника заинтересовались правоохранители. Представитель облпрокуратуры по работе со СМИ Светлана Ильиных на запрос редакции дала такой короткий комментарий: "На рассмотрении в суде находится прокурорское обращение об установлении факта проживания гражданина в Тюмени, чтобы поставить его на учет нуждающихся в предоставлении жилья". Юрист Вероника Устинова и вовсе предлагает обращаться даже не в региональный, а центральный штаб уполномоченных по защите прав человека с письмом о том, что гражданин России, боец, притом подорвавший здоровье, защищает рубежи Родины, но фактически остался на улице как бомж.
Сможет ли боец СВО победить на втором фронте, к которому его подвели чиновники, и открыть дверь комнаты своим ключом, покажет время. "РГ" будет следить за развитием событий.