Семье из Горловки, квартиру которой взорвал дрон, разрешили остаться в ПВР
После публикации в "РГ" эвакуированным из Донбасса людям, разрешили остаться в пунктах временного размещения Ростовской области до официального установления пригодности или непригодности к проживанию их собственности. Важным фактором для принятия решения о выселении теперь станет не наличие в собственности жилья, а именно его состояние. При этом беженцам не придется самим доказывать свое соответствие критериям. Такое решение принял и.о. губернатора региона Юрий Слюсарь. Ситуацией также заинтересовались в Госдуме РФ.
О возникшей проблеме мы рассказали в номере за 11 июля в материале "Скрипач, на выход". На сайте rg.ru история юного музыканта из Горловки Родиона Пастухова и его близких была опубликована немного раньше. Напомним, подростка вместе с семьей выселяли из пункта временного размещения в Ростове по причине наличия собственного "пригодного для проживания жилья в России". Однако пригодно оно только на бумаге. В январе 2025 года в дом на улице Болотникова, 11, попал вражеский дрон. Четыре квартиры, включая ту самую на восьмом этаже, превратилась в пепелище.
Бремя доказательств легло на потерявших кров людей. Однако ни справка из Горловской управляющей компании, ни фото дома и квартиры после атаки дрона, на чиновников не действовали. Семья получила уведомление о выселении за подписью начальника управления по делам ГО и ЧС Ростова.
- Где нам жить, на улице? Возвращаться некуда, разве что на пепелище, - плакала Екатерина Кушнаренко, мама Родиона. - В доме нет света, газа, воды… Да и в целом там жизни нет.
Подтверждением непригодности их жилья могло бы стать заключение специальной комиссии по установлению степени разрушений в ДНР, но получить его эвакуированным не удалось. "В ведомстве мне ответили, что это невозможно: сотрудники на окраину Горловки не выезжают. Рядом идут бои, Дзержинск всего в трех километрах".
Как подтвердить непригодность жилья на окраине Горловки, если рядом идут бои...
Но так как официально квартира не признана непригодной для жизни (а значит, по логике чиновников, пригодна?), в дальнейшей пролонгации регистрации эвакуированным отказали и указали на дверь.
"Российская газета" встала на защиту попавших в трудную жизненную ситуацию людей. В документе, подписанном начальником городского управления по делам ГО и ЧС, значилось: "Не соответствуют критериям проживания". На официальный запрос корреспондента "РГ" о причинах выселения из администрации Ростова ответ пришел аналогичный. Со ссылкой на постановление правительства России от 4 апреля 2025 года, в котором обозначены новые правила для эвакуированных. Согласно документу, в ПВР могут остаться лишь те, у кого отсутствует в собственности пригодное для проживания жилье, а также те, кто выплаты на приобретение жилья взамен утраченного не получал. Но как установить пригодность-непригодность? Ростовские чиновники, вероятно, делали выводы просто по наличию недвижимости в реестре.
При этом тем, кто отказывался съехать, предложили самостоятельно оплачивать проживание и питание по тарифам принимающей стороны: более 1300 рублей в сутки за одного человека, в месяц - порядка 40 тысяч рублей. Неподъемные суммы. Выселенные попросту могли стать бездомными.
"Российская газета", заступившись за одну семью, привлекла внимание к проблеме, вызвав резонанс. И по факту помогла сотням других людей, оказавшихся в аналогичной ситуации. Среди них и несколько инвалидов, тоже из Горловки, включая 91-летнего дедушку, временно проживающего в ПВР в Неклиновском районе Ростовской области, и его 65-летнюю землячку. Им также грозило выселение.
На то, что происходит в пунктах временного размещения Ростова, обратили внимание в Государственной Думе России. Вице-спикер Госдумы, депутат от Ростовской области Виктория Абрамченко сообщила "РГ", что к ней также поступали обращения от эвакуированных, причем не только с Дона, но и с Кубани.
- Закон есть закон. Но чиновники на местах могли бы проявлять человечность, - отметила Виктория Абрамченко. По итогам ее переговоров с врио губернатора Ростовской области Юрием Слюсарем достигнута важная договоренность.
- Людей в беде не оставим. До выяснения всех обстоятельств переселенцы вправе проживать в ПВР на прежних условиях. Наши муниципалитеты это обеспечат, - заявил Юрий Слюсарь, подчеркнув, что эвакуированным самим не придется доказывать непригодность своего жилья к проживанию, эта обязанность должна быть возложена на соответствующие органы. - Прошу отработать этот вопрос на федеральном уровне, чтобы впредь таких ситуаций не возникало, и люди, попавшие и без того в сложную жизненную ситуацию, с такими трудностями не сталкивались.
Прямая речь
Виктория Абрамченко, вице-спикер Госдумы России, депутат от Ростовской области:
- Мы отдаем себе отчет в том, что определенная часть беженцев столкнется с ситуацией, когда специальная комиссия признает их жилища пригодными для проживания, но страх не позволяет им вернуться домой. Использовать резервный фонд на оплату их пребывания в пунктах временного размещения в таком случае будет нельзя. Сейчас мы активно обсуждаем с коллегами на федеральном и региональном уровнях различные варианты финансирования, чтобы эти люди могли остаться в ПВР и не чувствовали себя брошенными.
Тем временем
Семья Родиона Пастухова, не дождавшись решения, из-за давления съехала из пункта временного проживания на съемную квартиру. Но, узнав о положительном решении их вопроса, люди воспряли духом и теперь планируют вернуться в тот же ПВР. Он находится рядом с музыкальной школой, в которой учится мальчик. Надеемся, что в этом вопросе им не будут чинить препятствий.