А кто оплатит суды?: Адвокат оценила предложение Минюста по выпускникам юрфаков
Учившихся на бюджете в юридических вузах выпускников необходимо обязать отрабатывать определенное количество лет по специальности. С таким предложением накануне выступил первый заместитель министра юстиции Евгений Забарчук.
Адвокат, старший преподаватель кафедры гражданского и коммерческого права СПб ГМТУ Ольга Субота в беседе со «Свободной Прессой» заявила, что в целом идея неплохая. В конце концов, государство действительно тратит свои средства.
«Я провожу опрос каждый год на первой лекции. У меня аудитория порядка 70 человек. Я спрашиваю: кто хочет быть юристом. Дай бог, поднимают руку человек 20-30 — меньше половины аудитории. А остальные — мама сказала, папа попросил, больше некуда было поступать или недорого по сравнению с другими вузами. Наверное, целевое распределение может отсеять такие истории. Но у меня платники. Бюджетники обычно все-таки идут работать, там 90% ребят становятся юристами даже без этой вот обязаловки», — пояснила собеседник издания.
Преподаватель рассказала, что общалась по этому вопросу со своими студентами. Так вот многие из них отказались бы от обучения даже бесплатно, если бы не знали, куда именно их распределят.
«Ну, условно, я заканчиваю вуз в Питере, а мне потом надо будет ехать работать юристом, например, в ЯНАО и Коми. Ну, такая себе перспектива, и многих это пугает. Поэтому если будет четко прописана определенная территориальность, привязка, то отношение, полагаю, изменится», — уточнила Субота.
На вопрос «СП», не приведет ли такое решение к конфликту между «бюджетниками» и «платниками», адвокат еще раз указала на то, что последние в большинстве случаев получают юридическое образование — «чтобы было». По ее словам, речь идет о «грубо» 20%, которые реально становятся юристами.
«С одной стороны, все говорят о том, что у нас куча-куча юристов выпускается по статистике. Но по факту, мы разговариваем с коллегами, не найти юриста в фирму, не найти нормального юриста. Приходят с минимальным опытом работы и с какими-то неадекватными зарплатными ожиданиями. И это проблема. Меня многие коллеги просят периодически дать им толкового студента, и с этим тоже проблема. Они не хотят учиться, но хотят очень быстрых денег. И, условно, курьер из «Яндекс доставки» зарабатывает 120-150 тысяч, а ты отучился 4 года и надо идти работать юристом, где больше 30-50 никто на первое время не даст. Тут должна быть очень сильная мотивация», — отметила преподаватель.
При этом возникает еще одна проблема. А что будет, если выпускник не пойдет работать по распределению. Каким будет инструмент, механизм возмещения денег, которые государство потратило на его обучение? Будет ли это судебное разбирательство о взыскании?
«Но мы же понимаем, что у него нет денег, нет дохода. Как долго он будет возвращать в бюджет? А кто будет оплачивать суды с этим бывшим студентом? То есть, нужен очень четкий подход к регулированию и возможностям механизмов взыскания или компенсации добровольной во внесудебном порядке, чтобы не плодить новые суды и не делать нагрузку на бюджет со стороны судопроизводства за те же бюджетные деньги», — заключила Субота.
Ранее член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий говорил, что введение обязательных переводных экзаменов в школах противоречит нынешнему законодательству.