Как фермеры Кубани заботятся о социальном благополучии родных станиц и сел
Для главного кубанского фермера Александра Шипулина минувший март прошел под знаком двух знаменательных событий: в Москве состоялся форум, посвященный 35-летию создания Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств России (АККОР), а спустя несколько дней друзья и коллеги поздравляли Александра Владимировича с 75-летием со дня рождения. Скажем сразу, что Шипулин не только сам является давним другом и постоянным читателем "РГ", но и подписывает на нашу газету, а также исторический журнал "Родина" школу, сельскую библиотеку, клуб и пайщиков, передавших свою землю в управление успешному фермерскому хозяйству.
В общем, поводов для того, чтобы снова встретиться с этим человеком, согласитесь, более чем достаточно.
Александр Владимирович, если АККОР отметила 35-летие, значит, ваше профессиональное сообщество появилось еще во времена СССР?
Александр Шипулин: Да, 23 января 1990 года в Москве состоялся Всероссийский съезд частных крестьянских хозяйств, на котором присутствовали 314 делегатов из 57 регионов. Они приняли решение о создании Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). На Кубани она была образована в ноябре того же, 1990-го, а первым ее председателем стал Николай Ефимович Краснов. К 1994 году в России было зарегистрировано около 280 тысяч фермерских хозяйств. Одним из них стало наше хозяйство "Теплый стан" в Ленинградском районе края. Когда-то я его возглавлял, а теперь бразды правления в руках младшего сына - Владимира.
Хозяйство, как и семья, у вас основательное. Мы об этом в свое время рассказывали, но, думаю, стоит напомнить. Ведь семейный детский дом Шипулиных появился раньше, чем одноименное фермерское хозяйство?
Александр Шипулин: В 1989 году он стал одним из первых на Кубани. Жили мы тогда в Успенском районе, где я работал вторым секретарем райкома партии, а супруга учительствовала в школе. Когда мы решили взять на воспитание малышей, оставшихся без родительского попечения, двое сыновей, которые тогда были школьниками, нас поддержали. Вот так образовался семейный детский дом Шипулиных. Выделенные 30 гектаров земли стали основой будущего фермерского хозяйства. Поэтому, когда партия в 1991 году развалилась, вопрос, чем заняться, передо мной не стоял: знал, что земля прокормит. Держали коров, птицу, свиней, выращивали овощи, а излишки продавали на рынке.
И все-таки через пару лет вы уехали из Успенского района. С чем это было связано?
Александр Шипулин: Стараюсь жить по принципу "где родился, там и пригодился". А родился и вырос я в Ленинградском районе, где мои корни. У прадеда по линии мамы, Петра Галактионовича Андрющенко, было 10 детей. Жили на хуторе, названном в честь прадеда - Андрющенко. У его старшей дочери тоже 10 детей родились. В общей сложности за сто лет у моего прадеда оказалось свыше 200 потомков. Таких, как он, в начале прошлого века Петр Аркадьевич Столыпин назвал "крупной культурной силой в великом деле устроения государства". Реформа Столыпина была направлена на уменьшение крупных - в пользу мелких и средних - землевладельцев. Печально, что завершить задуманное реформатору не хватило времени.
Возрождение фермерского движения в России является, по сути, продолжением столыпинских реформ. Ключевая задача сообщества состоит в поддержке мелких и средних землевладельцев, живущих и работающих там, где находятся их наделы. Ведь настоящие фермеры заботятся не только о благополучии собственных семей, но и о социальной поддержке своих хуторов и станиц. По такому принципу живут большинство членов нашей ассоциации.
Ваш личный опыт, думаю, тут весьма поучителен. Вернувшись в родной Ленинградский район, вы с нуля создавали фермерское хозяйство, занимаясь параллельно благоустройством хутора.
Александр Шипулин: Теперь это мой родной хутор Восточный. В нем всего сто дворов, но есть школа, детский сад, сельский клуб, к домам подведен газ. Чтобы сохранить все это, создали хуторской кооператив. И за что ни брались, действовали по такому же принципу: начинали сами, а следом шла поддержка - из района, края и федерального центра. Наши дети давно выросли, обзавелись своими семьями, у нас уже 15 внуков. Четверо из них живут на хуторе, в соседнем доме. К сожалению, горе не обошло стороной и нашу семью. В разные годы потеряли старшего родного сына Алешу и младшего приемного - Колю. Но память о них навсегда остается с нами.
Возрождение фермерского движения в России является, по сути, продолжением столыпинских реформ
Большая семья - всегда большие заботы. Остается удивляться, как сил хватает на общественную деятельность.
Александр Шипулин: Хватает, потому что стараюсь во имя общего блага. В одиночку фермеру не выжить, только вместе можно сохранить землю и отстоять общие права и интересы, чем и занимается наше профессиональное аграрное сообщество. Сначала возглавлял районную ассоциацию фермеров, лет 15 был заместителем председателя АККОР края. Два созыва - в общей сложности шесть лет - был членом Общественной палаты РФ, сейчас вхожу в Общественный совет при минсельхозе России, продолжаю возглавлять АККОР края и являюсь членом Общественного совета при прокуратуре Кубани. В общем, дел много, но сил и здоровья, слава богу, пока хватает. Старая закалка помогает, да и сейчас стараюсь поддерживать форму - каждый день хожу как минимум по пять километров.
О чем думается во время пеших прогулок?
Александр Шипулин: Чаще всего ищу пути решения постоянно возникающих проблем. Из-за диспаритета цен все сложнее удается сохранить рентабельность фермерского производства. Об этом постоянно говорим не только на своих съездах, но и на заседаниях Общественного совета минсельхоза РФ. Недавно обсуждали госпрограмму по поддержке животноводства. Когда услышал, что в нее закладывается льготное финансирование крупных животноводческих комплексов, тут же поставил вопрос о необходимости финансовой поддержки малых и средних хозяйств. К сожалению, на высоком уровне постоянно приходится напоминать об этом тем, кто принимает решения. В развитых странах сельское хозяйство держится на семейных фермах, а у нас ставка сделана на крупные холдинги, в которых земля и все производство сконцентрированы, как правило, в одних руках. Зачастую владельцы живут в больших городах, поэтому их мало волнуют местные проблемы. В результате они только обостряются.
Благо на Кубани, где на долю фермерского сектора приходится как минимум 30 процентов выращенной и произведенной про-дукции, власть нас слышит и поддерживает. Каждый раз, когда встречаемся с коллегами, говорим о необходимости укрепления профессионального сообщества. АККОР - единственный отраслевой союз, созданный 35 лет назад, чтобы представлять интересы фермеров на всех уровнях власти. Он не финансируется сверху и держится исключительно на членских взносах, которые в основном расходуются на образовательные программы. И я, и мои замы работаем без зарплаты.
Активная деятельность АККОР по отстаиванию интересов представителей малых форм хозяйствования не всем нравится. Чтобы разобщить нас, начали создаваться параллельные организации, то есть действуют по принципу "разделяй и властвуй". Не знаю, на что рассчитывают наши оппоненты, но уверен - у них ничего не выйдет.
Ключевой вопрос
Все аграрии жалуются на дефицит кадров. Есть ли фермерский рецепт решения проблемы?
Александр Шипулин: Рецепт прост - помогать молодежи получать профессии, востребованные в хозяйстве и активно поддерживать их, когда начнут работать, чем наши успешные фермеры и занимаются. Так, глава КФХ из Красноармейского района Роман Ковалев, принимая специалистов, предоставляет им в счет будущей зарплаты квартиры, приобретенные за счет хозяйства. По сути, это беспроцентная сельская ипотека, погашаемая хозяйством в зависимости от вклада сотрудника в производство, а также увеличения его семьи.
В Тимашевском районе края пошли еще дальше. Там фермер Василий Онищенко сам взялся строить жилье для своих сотрудников. Районная власть выделила участок практически в центре станицы Медведовской. Запланировано несколько литеров фермерской новостройки. Первая многоэтажка на 50 квартир практически готова, уже завершается обустройство двора. По словам главы КФХ, трех-, двух- и однокомнатные квартиры будут выделяться в зависимости от стажа работы в фермерском хозяйстве и состава семьи. Уже заложили фундамент под следующий литер. Рассчитываем опыт Онищенко распространить на всю страну. Планируем выйти с предложением в минсельхоз РФ, чтобы средства, выделяемые из федерального бюджета на развитие сельских территорий, целенаправленно направлялись опорным фермерам, которые берутся решать жилищную проблему на селе.