В уральском поселке дома без согласования с жителями попали в зону КРТ

У обитателей трехэтажек на одной из окраинных улиц поселка Косулино еще зимой появилось подозрение, что они живут в домах-невидимках. На одном из сайтов по проведению торгов сельчане обнаружили любопытную информацию: земля под их домами выставлена на продажу для дальнейшего освоения по программе комплексного развития территории (КРТ). На схеме участка в 17 гектаров, обведенного жирной чертой, черным по белому написано: "нежилая территория". В центре этого якобы нежилого пространства значились три прямоугольника домов с указанием адреса: улица Виктора Цоя.

В уральском поселке дома без согласования с жителями попали в зону КРТ
© Российская Газета

- Мы, конечно, опешили. Как можно назвать нежилой территорию, на которой стоят три многоквартирных дома, причем не частные нелегальные развалюхи, а крепкие кирпичные здания. А живут в них, между прочим, около полутора сотен человек! Невольно чувствуешь себя невидимкой, забытой властями, - призналась "РГ" Любовь Соколова, жительница одного из домов на улице Виктора Цоя.

Ощущение забытости и ненужности возникло не на пустом месте. В советские времена эти трехэтажки были частью военного городка - стояли посреди соснового леса за колючей проволокой и охраняемым забором. Коммуникации тоже числились за военным ведомством, и, когда в конце 90-х часть расформировали, здания словно повисли в воздухе. Опустевшие штабы и склады рушились на глазах, а жилье еще держалось, хотя процесс его передачи от минобороны муниципалитету растянулся почти на 15 лет.

Дух военного городка, места обособленного, без доступа посторонних, кажется, витает до сих пор. Во дворе среди статных сосен на веревках сушится белье, велосипеды и самокаты без привязи выстроились перед каждым подъездом. Уличные коты и собаки и те не обделены общественным вниманием и заботой. Но к тому, что принцип "своих не бросаем" придется применить на практике при общении с чиновниками, здешние обитатели оказались не готовы. При этом никто не против КРТ.

- Но зачем действовать так, без объяснения планов и перспектив? Мы невольно попали в эпицентр этой перестройки, значит, нас должны и проинформировать, и оформить все по закону, - объяснил свою позицию на встрече с корреспондентом "РГ" местный житель, майор в отставке и бывший заместитель командира части Борис Комлев.

Мы невольно попали в эпицентр этой перестройки, значит, нас должны и проинформировать, и оформить все по закону

Согласно законодательству, если участок планируют отдать под КРТ, местные власти задолго до назначения аукциона по продаже земли обязаны как минимум известить о грядущих переменах тех, кого они коснутся. Кроме того, желательно представить хотя бы предварительный план преобразований, для чего провести общее собрание жителей.

Правда, в косулинской истории есть нюанс, который стал известен, когда сельчане уже подняли скандал. Оказалось, земля под многоквартирными домами площадью 5 тысяч гектаров де-юре не входит в зону КРТ. Указанные на схеме прямоугольники домов обведены синей линией, а в документе о торгах помечено, что этот пяточек оставят нетронутым. Хитрый ход. С одной стороны, исключив здания из плана КРТ, будущего застройщика избавили от головной боли - не придется решать судьбу жильцов. С другой - местные власти теперь не обязаны информировать людей о том, что их ждет. Дома никто трогать не собирается, а значит, нет и необходимости узнавать точку зрения причастных. А то, что вокруг жилого пятачка на годы развернется стройка со всеми вытекающими последствиями: перекопанными дорогами и инженерными сетями, - как бы и неважно.

Но отчитываться все-таки пришлось. После разгоревшегося скандала глава Белоярского городского округа (куда входит Косулино) Григорий Вихарев специально приехал на улицу Цоя и заявил, что вышло недоразумение: дома и дворы останутся в целости и сохранности, а КРТ поможет решить многие проблемы большого населенного пункта.

- За счет инвестора будут строить очистные сооружения, предстоит модернизация сетей и котельной. В общем, для территории - просто потрясающее благо, - обрисовал будущее глава и добавил: вместо незаконных огородов и руин в округе появятся современные жилые дома высотой до пяти этажей.

Перспектива заманчивая, люди даже согласны ради строительства лишиться окружающего дома леса, где они до сих пор собирают грибы и ягоды. Напрягает другой аспект: точных формулировок в документе до сих пор нет - только примерная схема.

- Я уверена: прежде чем выставлять на торги муниципальный земельный участок, где имеются зоны проживания, необходимо было провести межевание земли, зафиксировать эти данные в кадастре, чтобы впоследствии не возникло споров о законности застройки, - резонно замечает Любовь Соколова. - Не хотелось бы в метре от своего окна увидеть забор коттеджа, а вместо двора - автостоянку.

Заявление о проведении межевания земли активисты отправили в администрацию Белоярского округа еще в декабре прошлого года. С тех пор - тишина. Они трижды выезжали на прием к чиновникам, чтобы узнать судьбу своих обращений, но в кабинетах администрации их разворачивали восвояси без внятных объяснений, почему тянут с установлением границ участка. Не дождались авторы заявления хотя бы краткого ответа: мол, вас услышали, вопросом занимаемся.

- Измором, что ли, хотят нас взять, а потом поставить перед фактом? Почему такое невнимание, как будто мы действительно невидимки? Не хочу жить в условиях, когда моим детям негде будет погулять, - возмущается мама двоих ребятишек Анна Григорьева.

Опасения не случайны. Каждая сотка в Косулино на вес золота. Земля в округе стоит не дешевле, чем на так называемой уральской Рублевке - в богатом Сысертском районе, где предпочитают возводить дома ВИП-персоны. Ценность своих владений районные власти понимают: 17 гектаров под КРТ администрация ГО выставила на аукцион по начальной цене почти в 43 миллиона рублей. Шаг торгов - два миллиона. Правда, пока покупателей не нашлось, но от идеи продажи чиновники не отказались.

На официальный запрос "РГ" администрация ответила быстрее, чем жителям поселка, - за 7 дней, как и положено. Но вдаваться в детали не стала, в очередной раз повторив, что проект перспективный. А на вопрос, почему несколько месяцев жители не получают ответа на заявление о межевании земли, - ни слова.

С ролью невидимок активисты не согласны и готовы отстаивать свои права любыми легальными методами, включая суд. Мира этот шаг во взаимоотношениях с властью, конечно, не добавит. Но сельчане хотя бы докажут: даже благие намерения должны сопровождаться законными действиями.

Комментарий

Светлана Карамян, юрист, специализирующийся на земельном праве, преподаватель Гуманитарного университета:

- Поскольку земельный участок (кадастровый номер 66:06:4501018:2042), предназначенный для КРТ, находится в муниципальной собственности, обязанность разработать и утвердить проект межевания для определения конфигурации, площади и границ эксплуатации многоквартирных домов лежит на органе местного самоуправления - администрации Белоярского городского округа.

На официальном сайте администрации проект межевания территории, включающий указанный участок, не размещен. Если информации нет в свободном доступе, вполне логично возникают сомнения, что она вообще существует. А если участок под многоквартирными домами не образован, невозможно определить территорию, необходимую для эксплуатации жилых зданий. В таких условиях распоряжаться землей вокруг них и передавать ее застройщику администрация не вправе.

Подобные споры уже рассматривал Верховный суд РФ. На основании вынесенных им решений можно сделать вывод: собственники помещений в многоквартирных домах имеют основания обратиться в суд с заявлением о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления (неосуществление действий по образованию земельного участка), а следом - и решение о комплексном развитии территории, относящейся к зоне застройки многоквартирными домами.