Продавцы вторички отказываются от скидок
Продавцы вторичного жилья стали менее охотно предоставлять скидки, а срок продажи квартир в первом квартале чуть увеличился. На рынок влияет небольшое снижение рыночных ипотечных ставок.
Срок экспозиции квартир на вторичном рынке вырос на 4% за квартал - до 111 дней, сообщает "Яндекс Недвижимость". Период продажи рос на протяжении всего прошлого года - если в первом квартале объявления оставались активными в среднем 87 дней, то под конец года - уже 107 дней. То есть за год срок в городах-миллионниках вырос в среднем на 28%, или на 24 дня.
Сейчас дольше всего объявления о продаже готовой квартиры остаются активными в Волгограде (рост к четвертому кварталу 2024 года на 6%, до 137 дней), Новосибирске (+13% - до 131 дня), Краснодаре (+5% - до 123 дней), Красноярске (+8% - до 122 дней) и Воронеже (+16% - до 122 дней). В среднем менее ста дней объявления были активны в Казани (83 дня) и Омске (85 дней).
При этом собственников, готовых к скидкам, становится немного меньше: если в конце 2024 года цена снижалась в среднем по миллионникам в 52% объявлений, то сейчас доля таких лотов - только 48%. А доля объявлений, где собственники повышают цену, напротив, начала расти: в первом квартале 2025 года она составляет 9,2%, в то время как в конце прошлого года была 8,4%.
Немного, но сокращаются и сами скидки: в конце 2024 года средний дисконт в объявлении о продаже готовой квартиры в среднем по миллионникам составлял чуть более 4,7%, на первый квартал 2025 года скидки составляют уже чуть менее 4,6%. Больше всего собственники готовы к торгу в Краснодаре: здесь в среднем за весь срок жизни объявления о продаже готовой квартиры цена опускается на 5,9%. В топ-5 по размеру средней скидки также оказались Челябинск, Новосибирск (по -5%), Красноярск и Пермь (по -4,8%).
"Рыночные ставки начали немного снижаться на фоне фиксации ключевой ставки на уровне в 21%, что влияет на готовность продавцов к торгу. Вероятно, что в ближайшие месяцы мы будем наблюдать постепенное сокращение количества объявлений со скидкой. Однако в отдельных сделках продавцы готовы предлагать дисконты выше рыночных, что зависит от индивидуальных договоренностей сторон при сделке", - объясняет коммерческий директор сервиса "Яндекс Недвижимость" Евгений Белокуров.
Вторичный рынок стал рынком продавца, отмечали недавно специалисты "Инком-Недвижимости". Увидев попытки сближения позиций России и США, и продавцы, и покупатели ждут изменения экономической ситуации. При этом часть продавцов решила отказаться от продажи, а часть покупателей, у которых есть средства - напротив, хотят купить сейчас, пока рынок не разогрет дешевеющей ипотекой. При возникающем дефиците предложения именно продавец решает, будет сделка или нет.
"Происходит аукцион - когда, условно, шесть продавцов выбирают из десяти покупателей тех, кто больше им понравится. Причем все эти покупатели с живыми деньгами, - говорит директор направления "Вторичный рынок" "ИНКОМ-Недвижимость" Сергей Шлома.