93% новоселов недовольны качеством квартир в новостройках
Специалисты первой в России сертификации новостроек Urban Grade провели опрос среди россиян и выяснили, что 93% новоселов столкнулись с теми или иными недочетами в квартирах и только 7% сказали, что все в их новом жилье было идеально. Чаще всего покупатели новостроек сталкиваются с дефектами окон — 72% опрошенных выбрали этот вариант, 37% отметили кривые стены и пол и 35% — плохую вентиляцию.

Также 22% дольщиков оказались недовольны водопроводной системой и заметили протечки в новом доме. 20% респондентов указали на проблемы с дверными конструкциями и 10% — на неполадки с электричеством.
«Наш опрос выявил удручающий факт того, что колоссальный процент покупателей недовольны качеством строительства новостроек, причем встречаются как относительно безобидные недочеты, вроде неровностей стен или повреждения поверхностей стеклопакетов до довольно серьезных, даже опасных для жизни проблем с проводкой и водопроводной системой, — прокомментировала Ольга Хасанова, учредитель и CEO проектов Urban. — Более того, в ходе другого опроса мы выяснили, что 47% опрошенных покупателей сталкивались с несоответствием указанного застройщиком класса фактическим качественным характеристикам проекта, но не могли точно сказать, в чем причина. Еще четверть респондентов (25%) ответили, что не могут оценить соответствие класса и качества ЖК самостоятельно. Все это свидетельствует о системной отраслевой проблеме необходимости дополнительного контроля и аудита строящихся проектов, также просвещения населения относительно классификации жилых объектов и повышения уровня знаний потребителей. Все это входит в миссию проекта, в рамках которого мы создали первую в России сертификацию качества новостроек по более чем 300 параметрам, универсальный гид по классам жилья, а также систему предварительного аудита объектов строительства».
Полученные результаты опроса подтверждает судебная практика в отношении ненадлежащего качества новостроек. В каждом пятом судебном иске по поводу строительного брака истцы-дольщики указывают на недостатки, связанные с неровностью стен и полов, на трещины, а также щели в оконных и балконных блоках.
Если сколы, царапины и трещины на окнах, а также неровные поверхности еще можно списать на особенности сложного строительного процесса, которые в целом легко устранить, то проблемы с вентиляцией могут оказаться неприятным сюрпризом с серьезными последствиями (неприятные запахи, плесень и застойный воздух). Удивительно, но далеко не редкость, когда в новых квартирах «забывают» сделать вентиляционные каналы.
Что касается неполадок с водопроводом и электричеством, то чаще всего они обнаруживаются уже в ходе эксплуатации квартиры, хотя на приемке все было в соответствии с нормой. К сожалению, как раз эти недочеты наиболее опасны в будущем. Согласно статистике МЧС России, после человеческого фактора (от непотушенных сигарет до шалостей детей) именно нарушение правил установки и эксплуатации электрооборудования — самая распространенная причина пожаров в России. Причем речь идет не о невыключенном утюге, а о некачественной проводке, которая является самым частым источником подобных пожаров, в разы превышая по количеству инцидентов все вместе взятые бытовые приборы.
Специалисты Urban Grade рекомендуют при приеме квартиры от застройщика, внимательно осмотреть, желательно со специалистом, все помещения, особенно инженерные системы, оконные и дверные проемы. В случае обнаружения недочетов или несоответствия заявленным в договоре параметрам, у покупателя есть три варианта действий: потребовать от застройщика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, соразмерного уменьшения цены договора или возмещения своих расходов на устранение недоделок.
Также эксперты напоминают, что в новостройках действует гарантия до трех лет на все инженерное оборудование, поэтому в случае, если управляющая компания установила, что причина проблем с инженерией в самом оборудовании, застройщик обязан их устранить.