Суд признал ошибкой действия мэрии, "отобравшей" землю у семьи в Новосибирске
Почти два года назад, в мае 2023-го, "РГ" писала об абсурдной ситуации, в которую попали новосибирцы Наталья и Алексей Беловы. Они сражаются за собственный участок, где много лет стоит их гараж, теплица и растут смородина, малина и клубника. В 2018 году супруги узнали, что у их земли, которой семья владеет с 1976 года, появились новые хозяева, желающие "держать курей" и требующие немедленно снести все постройки и кусты вместе с забором.
Как так могло получиться? В 1976 году на улице Рионской в Ленинском районе Новосибирска был построен двухквартирный жилой дом №15. Одну квартиру получили Александра и Андрей Беловы, работавшие в знаменитом тогда свинооткормочном совхозе. В семье было трое детей, которым сейчас и принадлежит эта жилплощадь. Спустя 20 лет квартиру приватизировали. А в 2007 году семья решила оформить в собственность и имеющийся земельный участок. На это уполномочили Александру Белову, любимицу всей улицы тетю Шуру. Тогда ей уже стукнуло 70. Она всю жизнь отработала свинаркой, не имела никакого образования - сейчас-то ее сын Алексей и невестка Наталья понимают, что зря взвалили на маму эту процедуру. Потому как доверчивость и мягкость пожилого человека тут не помощники. А совсем наоборот.
По каким-то странным причинам приватизировать Александре Беловой удалось не весь участок в 25 соток. А только чуть больше половины. В мэрии так согласовали - а она возражать не стала. Поставила подпись. "Чиновники сказали - спокойно живите как жили, какая вам разница, никто не позарится на вашу землю", - вспоминает Наталья. Вышло же наоборот.
Давным-давно, еще в 1986 году, на самовольно занятом земельном участке по соседству с Беловыми поставил маленький дачный домик Алексей Чернов (фамилия невыдуманная). Он его без всяких документов и оформлений продал одной гражданочке, а она в 2015 году точно так же перепродала Наталии Досумбековой. В этом же году Досумбекова дачный домик узаконила через суд. В решении Ленинского суда такие формулировки, которые семью Беловых поражают до глубины души: там сказано, что Досумбекова живет в этом доме более 20 лет и это ее единственное жилье. 18-метровый щитовой домик? Более 20 лет? Да ее в 2015 году в этом поселке впервые увидели.
Ну а узаконив постройку, Досумбекова занялась землей. И в 2018 году всего за семь тысяч рублей (изумительно скромная сумма) приобрела у мэрии Новосибирска участок площадью 751 квадратный метр. Конечно же, он оказался именно там, где у Беловых десятилетиями стоит гараж, теплица и растет любимый садик. На местность при согласовании границ участка никто из мэрии не выезжал. В натуральном виде землю не осматривал. Продали и продали. "Убирайте забор и все это!" - скомандовала Досумбекова Беловым. Те побежали к чиновникам и в суды. И вплоть до нынешнего года дела у супругов складывались очень плачевно. Оспорить результаты приватизации 2007 года им не удалось - отказали и районный, и областной суды. Кроме того, районный суд вынес решение о том, что Беловы должны за свой счет снести свои постройки - как будто это они вторглись на чужой участок и понаставили там свои гаражи! Тут, кстати, тоже есть нестыковочка. Заключая с муниципалитетом договор купли-продажи земли, Досумбекова подтвердила, что на участке есть только ее собственные постройки, - в договоре это написано черным по белому. Что же тогда Беловым сносить? Это решение суда обжалуется.
Однако в январе нынешнего года Ленинский суд вынес решение, которое наконец-то дает Беловым надежду на сохранение теплицы на прежнем месте. Сведения о границах участков - и того, который был продан Досумбековой, и того, который после приватизации принадлежит Беловым, - признаны реестровой ошибкой. Как объяснила адвокат Мария Лазовик, в законодательстве и судебной практике сложилась четкая правовая позиция: границы участков при оформлении права собственности нельзя определять произвольно. Определение границ должно соответствовать документам. А если документов нет, то с учетом фактического использования. В 2007 году при приватизации земли участок Беловых абсолютно произвольно, без всяких оснований сократился вдвое! И они - с помощью Марии Лазовик - потребовали признать и устранить эту реестровую ошибку. Суд с этим требованием согласился.
Почему не получалось сделать этого раньше? По словам Марии Лазовик, вся суть - в точных формулировках. В предыдущих судебных процессах Беловы требовали установить границы их участка, который фактически как с 1976 года был 25 соток, так и остается (и это подтверждено экспертами). Но это требование было неверным - образно говоря, они просили поверх имеющихся границ установить новые. "Нельзя на одном месте построить новый дом, не снеся старый, - говорит адвокат. - Сначала нужно было оспорить существующие ошибочные границы, что мы и сделали".
Дальнейший план по спасению садика Беловых таков. 28 февраля решение суда либо вступит в законную силу, либо будет обжаловано кем-то из ответчиков: мэрией, которая не согласна с тем, что допустила реестровую ошибку, или Досумбековой, которая, конечно же, не хочет отдавать землю.
При втором варианте развития событий тяжба продолжится в апелляционной инстанции. При первом - кадастровые инженеры выйдут на место и будут определять границы участков уже с учетом полувековых заборов, домов, сараев, гаражей и прочего. Как и должно быть по закону.