Bloomberg: Компания с участием Бориса Минца продает элитные дома в Лондоне
Базирующаяся в Лондоне компания North Wind Capital, финансируемая российским бизнесменом Борисом Минцем, нашла свою нишу на рынке недвижимости Великобритании, став «проводником» сложных и рискованных сделок, которые традиционные игроки избегают. Об этом пишет агентство Bloomberg.
Как выяснило американское СМИ, North Wind работает около двух лет и мало известна в Соединенном Королевстве. На своем сайте она позиционирует себя как компания по доверительному управлению капиталом состоятельных семей с активами более чем $1 млрд. Фирмой владеет и управляет бывший директор Deutsche Bank Бен Уильямс. По данным источников Bloomberg, ранее North Wind получила финансовую поддержку от траста, принадлежащего семье одного из основателей «ФК Открытие» Бориса Минца, покинувшего Россию в 2018 году. В России бизнесмен и его сыновья объявлены в международный розыск. Источники Bloomberg также сообщили, что сын Бориса Минца, Дмитрий, является сотрудником North Wind и отвечает за привлечение инвесторов.
Окольные пути
North Wind, по данным Bloomberg, занял специфическую нишу на рынке недвижимости Великобритании, берясь за сложные сделки, которые другие игроки обходят стороной. Для их реализации, фирма идет, по выражению Bloomberg, «окольными путями» и использует нестандартные инструменты: вместо того чтобы просто продавать недвижимость или привлекать кредиты напрямую, North Wind выпускает облигации, обеспеченные этой недвижимостью. Эти облигации торгуются на Венской фондовой бирже, что дает право инвесторам косвенно вложиться в недвижимость, не становясь ее прямыми собственниками. Компания также выпускала облигации, которые дают их держателям право на часть прибыли от недвижимости, что фактически предоставляет им долю в собственности в этих объектах.
Действует North Wind по следующей схеме: для управления элитной недвижимостью она создает юридическое лицо специального назначения (SPV) за пределами Великобритании, которое «дробит» дорогой объект, например особняк, на более мелкие части или «пакеты» (parcels). Эти «пакеты» затем продаются различным инвесторам, которые хотят вложиться в высококлассную лондонскую недвижимость, но не готовы приобретать объект целиком.
Bloomberg пишет, что пока остается неясным, сколько денег привлекла компания North Wind в результате таких схем, но она участвовала как минимум в нескольких крупных сделках. В частности, она приобрела особняк на Белгрейв-сквер, а также особняк на Гросвенор-стрит, расположенный в Мейфере рядом с Букингемским дворцом. Продавцом здания выступал зять бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Тимур Кулибаев (он женат на его средней дочери Динаре). Кулибаев — казахстанский миллиардер и владелец «Народного банка». Покупка была профинансирована с помощью выпуска долевых бумаг (profit-participation notes), которые предоставляют их держателям право на долю прибыли от объекта недвижимости, вместо стандартного фиксированного дохода. Представитель Кулибаева отказался комментировать детали сделки Bloomberg. В мае 2024 года издание Financial Times сообщало, что стоимость сделки по продаже особняка составила 34,7 млн фунтов стерлингов.
По данным агентства, North Wind также сотрудничала с другими фирмами, связанными с семьей Бориса Минца. Одной из них является инвестиционная компания Conquer Dawn, которая заключила сделку по покупке двух отелей, финансирование которой также было обеспечено клиентами North Wind.
Опасные сделки
«Это сложный способ ведения бизнеса, но он дает инвесторам доступ к финансированию сделок и помог North Wind получить доступ к сложным проектам», — отмечает Bloomberg. По словам Николаса Райдера, профессора Школы права и политики Кардиффского университета, North Wind не нарушает никаких правил, но на фоне усиления санкционного законодательства возможность законно замаскировать личность инвестора «может рассматриваться как потенциальная лазейка», которая позволяет «получить доступ к финансовой системе тем, кто был лишен возможности использовать ее». По данным Bloomberg, Дмитрию Минцу удалось привлечь состоятельных частных лиц и семейные офисы, расположенные в Израиле и на Украине, а также россиян-экспатов.
Тем не менее, сложный характер сделок North Wind вызывает вопросы у инвесторов. По данным Bloomberg, по меньше мере три крупные инвестиционные компании, в том числе управляющие пенсионными фондами, которые рассматривали возможность участия в стратегии North Wind, в итоге отказались от своих планов из-за сложности и рисков, связанных с проводимыми сделками.
Банк непрофильных активов (БНА) «Траст», а также банк «ФК Открытие» (ранее обоими банками владел ЦБ, однако в конце 2022 года Банк России продал «Открытие» группе ВТБ) в 2019 году добились замораживания активов Минца и его сыновей – Дмитрия, Игоря и Александра. Минц пытался заблокировать подачу российскими банками иска против него на $850 млн, однако Высокий суд в Лондоне решил не приостанавливать процесс, апелляция Минца будет рассмотрена в конце 2024 года.
Дмитрий Минц является фигурантом уголовного дела вместе с братом Александром и отцом. Всем троим предъявлено обвинение в особо крупной растрате (ч. 4 ст. 160 УК РФ), они объявлены в межгосударственный розыск, заочно арестованы, как и бывший председатель правления банка «ФК Открытие» Евгений Данкевич.