Тюменский министр о кадрах будущего: «Ставка на человеческий капитал приносит результаты»

Приоритеты тюменской педагогики Вероника Васильевна, с января 2024 года вы занимаете должность директора ведомства. Какие задачи регионального образования считаете приоритетными? — Ключевым приоритетом остается создание условий для получения качественного образования для каждого обучающегося независимо от места его проживания, дальнейшее профессиональное самоопределение. Мы продолжаем формировать безопасную, интересную, комфортную образовательную среду, пронизанную атмосферой творчества, патриотизма. Верим в талант и потенциал наших школьников, студентов и педагогов. Вопросы воспитания и профориентации также всегда находятся в центре нашего внимания. Сегодня мы говорим об обновлении содержания технологий организации профориентационной работы, меняем ее форматы и технологии. Уже недостаточно простого теоретического знакомства с миром профессий, необходимо понимание профессии изнутри, ее практической составляющей. Необходимо, чтобы наши выпускники были готовы к профессиональному выбору. В рамках национального проекта «Наука и университеты» в Тюмени построят межвузовский кампус. Это один из ключевых проектов для региона, который должен качественно повлиять на развитие системы высшего образования. Станет ли кампус стимулом для развития научного потенциала региона? — Безусловно, кампус окажет значительное влияние на развитие научно-образовательного потенциала региона. В кампусе будут проводиться научные исследования, разработка продуктов и технологий, определяемых приоритетами научно-технологического развития, это позволит усилить взаимодействие системы высшего образования и реального сектора экономики. Сегодня вузы региона стабильно развиваются, участвуя во всех федеральных флагманских проектах. Тюменские университеты показали достойные результаты в реализации федеральной программы «5-100» и проекта Минобрнауки России по развитию сети опорных университетов, вузы являются активными участниками проектов Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня и вошли в число участников программы «Приоритет-2030». Университеты не должны развиваться отдельно друг от друга, студенты должны иметь возможности и способы взаимодействовать друг с другом, в том числе вне учебы. Поэтому создание кампуса – следующий закономерный шаг в межвузовской консолидации усилий по развитию человеческого капитала в регионе. Мы стараемся сохранить и приумножить наши конкурентные преимущества. В рамках национального проекта «Наука и университеты» с 2020 года в регионе созданы и функционируют 14 федеральных лабораторий, в каждой из которых коллектив на две трети состоит из молодых ученых до 39 лет. Это аспиранты, инженеры-исследователи, профессорско-преподавательский состав вузов, научные сотрудники отраслевых ведомств и предприятий. Спектр молодежных научных исследований чрезвычайно широк. Проводятся работы в области биологии, медицины, физики, химии, техники, агрономии, энергетики. В 2020 году правительством Тюменской области запущен масштабный проект по созданию пяти новых научных школ под руководством ведущих ученых (региональные мегагранты). Обязательным условием получения гранта является привлечение к деятельности лабораторий молодых ученых до 39 лет. В 2023 году доля молодых исследователей составила 72 %. Еще одним инструментом поддержки молодых ученых является предоставление именных стипендий губернатора Тюменской области. В 2023–2024 учебном году поддержку получили 99 студентов и аспирантов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Данная мера действует в регионе с 2008 года. Ставка региона на увеличение интеллектуального человеческого капитала приносит свои результаты: за последние 15 лет число исследователей увеличилось вдвое и сегодня их более 4 тысяч человек. Профессионализм со школьной скамьи На полях ИННОПРОМ-2023 мы с вами затронули тему профориентации школьников: говорили о том, что профессионалов необходимо готовить со школьной скамьи. Как эта система работает в тюменских образовательных учреждениях? Какие профессии выбирает молодежь Тюменской области? Сможет ли их выбор решить дефицит кадров в стране? — В нашем регионе сложилась определенная система профориентации. Но это не значит, что она не меняется. Мы оперативно реагируем на все нововведения в этом вопросе и стараемся их встраивать в имеющуюся систему. Это комплекс межведомственных и межотраслевых мероприятий. В систему включены школы, профессиональные образовательные организации и, конечно, производственные предприятия. Активно работаем в сетевом формате, реализуем профильное обучение. Если говорить о подготовке специалиста со школьной скамьи, то нельзя не сказать о региональном проекте «Школа – вуз (ссуз) – предприятие», в рамках которого в области открыто 13 корпоративных классов с участием ведущих предприятий региона («Роснефть», СИБУР, НОВАТЭК, «Мостострой-11», «Россети»), 40 отраслевых индустриальных классов на базе Тюменского индустриального университета. В образовательную программу включены углубленное изучение отдельных предметов, стажировки и практики, совместные разработки проектов, проводятся уроки на производстве. Принимая во внимание востребованность региона в инженерных кадрах, в 2024 году открываем инженерные классы. В рамках деятельности Центра опережающей профессиональной подготовки реализуются программы профессионального обучения школьников «Первая профессия». Для этого привлечена обширная сеть организаций – сетевых партнеров, совместно с ними разработаны и реализованы свыше 200 коротких образовательных программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, востребованных в регионе. Прошли обучение и получили профессию 6,5 тысячи школьников. Мы принимаем активное участие в федеральных проектах «Проектория»» и «Билет в будущее». По итогам 2023 года доля выпускников, ежегодно поступающих на обучение по профессиям, выбранным в рамках профильного обучения, составляет 75 %. Работа с кадрами будущего В России наблюдается кадровый голод рабочих профессий, особенно остро он ощущается в Тюменской области: регион-лидер по строительству жилья испытывает дефицит в квалифицированных специалистах. Есть ли у регионального министерства образования свежая инициатива, которая заставит молодежь иначе взглянуть на престиж рабочих специальностей? — С целью стимулирования интереса школьников к рабочим специальностям, в том числе в сфере строительства, в регионе проводится комплекс мероприятий. Старшеклассники принимают участие в проектах, направленных на раннюю профориентацию: «ПроеКТОриЯ» (более 68 тыс. человек), «Билет в будущее» (более 5 тыс. человек), «Агропоколение» (более 1,3 тыс. человек). На базе Центра опережающей профессиональной подготовки действуют более 120 программ, в которых приняли участие более 28 тыс. школьников. Принимаемые меры позволяют повысить престижность обучения в колледжах и техникумах. В последние годы конкурс при поступлении на обучение по программам среднего профессионального образования постоянно растет. В прошлом году конкурс при поступлении в колледжи и техникумы города Тюмени на профессии «Мастер отделочных строительных и декоративных работ», «Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства», «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования» составил восемь человек на место, «Сварщик» – 11, «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» – 20. В этом году приемная кампания еще только набирает обороты, но конкурс также будет высоким. Поступило уже более 20 тысяч заявлений. Набор на обучение по программам СПО в 2024 году осуществляют 15 колледжей и техникумов, в том числе три частных, пять структурных подразделений вузов (многопрофильный колледж ТИУ, колледж искусств Тюменского института культуры, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал) ТюмГУ, Тюменский медицинский университет, Тобольский рыбопромышленный техникум (филиал Дальрыбвтуза). На 2024–2025 учебный год для приема по программам СПО установлено: 12265 мест – за счет средств областного бюджета (2023–2024 учебный год – 9900 мест); 865 мест – за счет средств федерального бюджета (2023–2024 учебный год – 1150 мест). Помимо этого, установлено более 2,5 тыс. договорных мест. Соответственно, по конкурсу аттестатов поступают наиболее подготовленные абитуриенты. Сегодня каждый третий выпускник девятого класса выбирает для поступления рабочую профессию. Трудоустройство выпускников составляет более 80 %. При этом потребность в кадрах сохраняется на достаточно высоком уровне, так как предлагаемое количество вакантных рабочих мест превышает общее количество выпускников с уровнем среднего профессионального образования. Какие поручения президента правительству, на ваш взгляд, поднимут на иной качественный уровень образование в регионах? — Важно, что поставлены единые и понятные для всех регионов цели и задачи. Логическим продолжением являются старт новых национальных проектов, дополнительные меры по модернизации объектов образования (новое строительство, капитальные ремонты школ и детских садов, колледжей, оснащение, новые автобусы и прочее), взаимодействие образовательных организаций и производственных предприятий в рамках подготовки кадров и развития системы профориентации. А также создание условий для профессионального развития педагогов, федеральные доплаты за классное руководство и наставничество и даже предоставленная возможность для смелых и уверенных выпускников пересдать ЕГЭ по одному из предметов. Все это в комплексе будет способствовать тому, что наши дети и педагоги будут работать, учиться и развиваться в современных и комфортных условиях, иметь возможности для проявления своих способностей и талантов. В итоге будет синергетический эффект, что поспособствует нашему семейному благополучию, что очень важно. Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов, Ирина Ромашкина

Тюменский министр о кадрах будущего: «Ставка на человеческий капитал приносит результаты»
© РИА "ФедералПресс"