Заместитель председателя комитета ГД по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева  в программе «Умные парни» от 26 июня 2024 года.

Ю.БУДКИН: Радиостанция «Говорит Москва», среда, 26 июня, сейчас 15:08. Меня зовут Юрий Будкин. Добрый день. Программа «Умные парни». Сегодня с нами заместитель председателя комитета по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. Светлана Викторовна, добрый день. С.РАЗВОРОТНЕВА: Здравствуйте. Ю.БУДКИН: Писать можно через СМС-портал, напомню: +7-925-8888-94-8; через Telegram можно писать пользователю govoritmsk_bot; можно звонить в прямой эфир: 7373-94-8. Но традиционно звонки у нас всё-таки во второй части программы. Тем более, что тем для обсуждения есть достаточно много, хотя бы на уровне первых вопросов и ответов. 26 июня, значит, через несколько дней повысятся тарифы на ЖКХ. Я специально посмотрел: например, в среднем, как говорят, это будет повышение почти на 10% — достаточно большое, как кажется, повышение. ЖКХ это хотя бы поможет? С.РАЗВОРОТНЕВА: Во-первых, всё-таки повышение в регионах разное. Мы пока видим только коридоры, которые установило правительство для разных регионов. Они колеблются от не выше 4% общее повышение — платежа, замечу, не тарифа — для Хакасии, и порядка 15% — это максимально. Но регионы также имеют право, например, не использовать полностью тот коридор, который даёт правительство, и так оно и происходило в последнее время. Ю.БУДКИН: В Санкт-Петербурге вообще собираются не повышать цены. С.РАЗВОРОТНЕВА: Вот, в Санкт-Петербурге не будут повышать. Где-то, знаете, это тоже точечно на территории региона: где-то повысили, где-то нет. Поэтому, что называется, поможет вскрытие. Но всё равно, действительно, тарифы повышаются и, конечно, много законных вопросов в связи с этим. Люди-то в большинстве платят исправно, а при этом у нас и аварии, и качество, и так далее. Поэтому здесь тоже мы сейчас начали наводить порядок. Буквально вчера внесли в Государственную думу законопроект, который обязывает компании (пока речь идёт о компаниях, предоставляющих услуги водоснабжения, причём и холодного, и горячего, а также водоотведения, то есть канализация) принимать программы текущего и капитального ремонта, утверждать их и, самое главное, по ним отчитываться. Потому что сейчас в нашем тарифе есть и эта инвестиционная составляющая. Мы как бы перечисляем деньги на то, чтобы как-то всё улучшалось, повышалась энергоэффективность, а при этом куда идут эти деньги, каковы результаты, никто не знает. Сейчас, я думаю, если мы всё-таки доведём этот законопроект до конца, то у нас будет ежегодный отчёт о том, как расходуются эти деньги, как достигаются заявленные показатели, и вообще будет более полная картина о состоянии наших сетей, водоканалов, и так далее. Дальше и до тепла, думаю, доберёмся. Ю.БУДКИН: В Петербурге — тут помечает наш слушатель Григорий, который там живёт, — не все тарифы не повышаются. На электричество и газ всё-таки повышаются в цене. Во всяком случае, так он нам пишет через Telegram. Но эти 10% — насколько они действительно помогут ЖКХ, или недофинансирование останется? С.РАЗВОРОТНЕВА: Я говорю, это же разные ситуации. Не только в разном регионе — в разных муниципалитетах и даже на разных предприятиях. Если говорить системно… Ю.БУДКИН: То есть «средней температуры по больнице» тут нет. С.РАЗВОРОТНЕВА: Абсолютно. У нас очень недофинансирована вода, об этом все говорят. У нас средняя стоимость кубометра (1 000 тонн) воды в регионах где-то порядка 30-50 тыс. рублей, и примерно столько же стоит полулитровая бутылочка воды. И, конечно, с водой у нас очень плохая ситуация: там износ выше, и многие водоканалы в предбанкротном состоянии. А есть у нас, например, тепло или электроэнергетика. И там ситуация достаточно неплохая, а иногда даже и очень хорошая. Но при этом это ежегодное повышение по всей стране, знаете, тем, кому очень надо, счастья не приносит, а тем, кому не надо, зачастую под шумок повышают. И я, честно говоря, давно повторяю одну мысль: что надо вообще федеральному центру отказываться от этих странных полномочий — регулировать цены в регионах. В конце концов, за состояние ЖКХ у нас сейчас отвечают органы местного самоуправления, но и отчасти регионы, которые принимают решения об этих тарифах. Вот пусть они за свои решения и отвечают: смотрят на каждое конкретное предприятие, по нему принимают конкретное решение, с увязкой с какими-то результатами, и потом, если надо, повышают, если не надо, может быть, снижают. У нас, кстати, были случаи, когда по некоторым предприятиям снижали стоимость тарифов. Потому что если они провели перевооружение, если они стали более энергоэффективными, стали меньше тратить, может быть, там количество абонентов уменьшилось или увеличилось, наоборот, для многих стало дешевле. То есть здесь всё-таки надо отдавать полномочия тем, кто реально отвечает за всю эту работу: за ремонты, за развитие, за предоставление услуг, в конце концов. Ю.БУДКИН: Все эти тарифы так или иначе помогают решать кадровые проблемы ЖКХ? Вот сегодня Собянин сообщил, что он будет открывать в Печатниках в этом году центр обучения «Профессии будущего», и среди прочего говорит: благодаря этому появится много желающих работать в ЖКХ. Тут, конечно, про много желающих я от себя добавил, но, в принципе, позволит соискателям освоить самые востребованные профессии и, среди прочего, среди ЖКХ. Зарплаты им поднимут? С.РАЗВОРОТНЕВА: Да, думаю, что поднимут. Никуда мы от этого не денемся. Вообще проблема с кадрами сейчас для всех очень сложная. Когда мы утверждали министров, вице-премьеров на пленарном заседании Госдумы не так давно, наверное, каждый, кто выходил, начинал говорить о том, что кадровая проблема для нас сейчас самая больная. Для ЖКХ кадровая проблема больная в квадрате, потому что зарплаты сотрудников ЖКХ в целом ниже, чем в среднем по региону. Например, в ГБУ «Жилищник» недавно базовая ставка для работников была где-то 35 тыс. И, конечно, люди, чтобы это хоть как-то было привлекательно, должны были там работать на две ставки. А те, кого они обслуживали, конечно, это чувствовали. Сейчас, насколько я знаю, принимаются решения в Москве о повышении этой базовой ставки. И, самое главное, Москва, конечно, очень последовательно пытается решить эту проблему, причём с минимальным привлечением мигрантов. Наверное, совсем без мигрантов мы не обойдёмся в ближайшей перспективе. Но в Москве достаточно давно эта политика, во время ковида она началась: когда людей, оставшихся без работы, начинали переориентировать на эти работы в сфере ЖКХ, в сфере строительства. Но тут, знаете, кроме зарплат, конечно, должны быть иные стимулы ещё. И мы тоже достаточно давно говорим о том, что предоставление служебного жилья многих москвичей сподвигло бы работать в ЖКХ, да. Надеюсь, всё-таки к таким мерам поддержки мы тоже придём в ближайшее время. Ю.БУДКИН: Вопросы слушателей приходят через СМС-портал и через Telegram. Не уверен, что конкретные вопросы могут получить конкретные ответы, но всё-таки. Многие вспоминают часто заменяемый бортовой, как тут пишет 986-й, камень, предлагая запретить мэру Москвы на законодательном уровне менять бордюры в городе чаще, чем раз в пять лет. Я так подозреваю, если так посмотреть, на самом деле чаще-то и не получится. Но вот 796-й пишет: «У нас на Красностуденческом проезде вскрыли все тротуары, сделанные в прошлом году. Меняют бордюры. Состояние дорог во дворах удручающее. Кто за это отвечает, ведь есть же кто-то, кому можно пожаловаться?» С.РАЗВОРОТНЕВА: Безусловно. У нас в Москве, мне кажется, такое количество инструментов для обратной связи: это и портал mos.ru, и другие инструменты. Ю.БУДКИН: «Активный гражданин», «Наш город». С.РАЗВОРОТНЕВА: Это тоже часть mos.ru. Это «Электронный дом», можно долго перечислять. В конце концов, если плохое состояние дорог внутриквартальных — это прямая дорога в управу, и так далее. Хочу сказать, что, во-первых, всё-таки у нас сейчас действует в Москве… никто не заинтересован тратить бюджетные деньги бесконечно. Если что-то на том же месте переделывается, скорее всего, это подрядчики в рамках гарантийных периодов выполняют какие-то работы, которые они не доделали. Во-вторых, я знаю по примеру моего округа, у нас уже мало осталось дворов с каким-то удручающим состоянием. Здесь есть ваши депутаты, ваша управа, какие-то массовые обращения граждан просто способствуют тому, чтобы формировать эти программы. И, конечно, если нас слушают жители других регионов, когда они видят московские дворы… Ю.БУДКИН: «Нам бы ваши проблемы». С.РАЗВОРОТНЕВА: Они говорят: да, ребята, вы… Ю.БУДКИН: Про эту разницу как раз ещё один вопрос, это Иван 81-й из Химок пишет: мы зимой замерзали без отопления и горячей воды, притом, что у нас высокие тарифы (он их называет просто бешеные), вдвое выше, чем в Москве, в Куркине, через дорогу буквально. На этом фоне как можно повышать тарифы? С.РАЗВОРОТНЕВА: Опять же, каждый тариф не повышается «с потолка», по крайней мере, теоретически, он не должен повышаться «с потолка». Там есть довольно сложная методика, по которой анализируют потребности каждого предприятия. В том числе, как я и говорила, высокий тариф может быть связан с какой-то заявленной масштабной программой инвестиционной конкретного предприятия. Беда же Химок, почему они замерзали на самом деле, заключается в том, что там очень интенсивное строительство идёт, и просто действующих сетей не хватает. Поэтому там надо строить, строить и строить эту новую коммунальную инфраструктуру. Сейчас отчасти пошли деньги туда. Они и шли немножко из бюджета, там была программа «Стимул» Минстроя, когда давали деньги на сети в рамках нового строительства. Соответственно, сейчас пойдёт ещё больше денег, но, к сожалению, частью это всё равно ложится в тариф. Почему так важно знать — ещё раз возвращаюсь к нашему законопроекту: если это тарифная часть, тогда давайте убедимся, что действительно они эти деньги тратят либо на ремонты, либо на развитие. Тут тоже вопрос базы, кстати говоря. Потому что у нас сейчас большой рост в некоторых кавказских республиках — это просто потому, что им долго не повышали. А те, кому повысили до этого, скорее всего, рост будет меньше. Тут очень точечный подход. Ю.БУДКИН: Газ дорожает на 23%, горячая вода и водоотведение — на 11-14%, электричество — на 8,7% при одноставочном тарифе. А оплата, собственно, за ЖКХ в Москве — на 11%. Я смотрю информационные документы насчёт изменения цен с 1 июля. Московская область — чуть меньше: 10,7%. Это темпы роста уже не «средней температуры по больнице», а конкретно в тех или иных субъектах Российской Федерации. С.РАЗВОРОТНЕВА: Я, кстати, замечу, что жилищные услуги у нас не индексируются государством. И здесь никто не отменял Жилищный кодекс о том, что тариф устанавливается на общем собрании собственников. В Москве есть своя специфика, у нас 85% домов управляются ГБУ «Жилищник», поэтому для них Москва издаёт постановления. Тем не менее, по закону дом может проголосовать за иной тариф. А для остальных регионов — тем более. Там какие-то есть муниципальные тарифы, на которые граждане ориентируются, но это не догма, и это не тот тариф, который действительно регулируется государством. Ю.БУДКИН: Смотрите, один из слушателей пишет (возвращаясь к Химкам): «Там поселили 250 тысяч, — пишет 948-й, — а сети рассчитаны на 50, вот и математика». А другой тут же, 663-й: «Получается, теперь тарифы будут повышать, потому что застройщики застраивают, люди покупают квартиры подешевле (иначе не продашь), а в результате те, кто уже живёт, должны всё это оплачивать?» С.РАЗВОРОТНЕВА: Как бы да, инвестиционная программа является частью тарифа, но для этого установлены эти государственные ограничения. Всё-таки больше определённого размера плата за коммуналку не может вырасти. Если я не ошибаюсь, в Московской области это где-то порядка 10% рост абсолютно на все коммунальные ресурсы. Поэтому здесь, сколько бы там ни строили, и какая бы у них не была бы потребность, больше они поставить не могут. За одним только исключением: если орган местного самоуправления, конкретно власти Химкинского городского округа, не примут решения о дополнительной инвестиционной надбавке. Сейчас у них такая возможность есть, но пока я не слышала, чтобы они ей воспользовались. Ю.БУДКИН: Это было бы непопулярное решение, мягко говоря. Ещё по поводу того, что ожидает нас буквально через несколько дней, с 1 июля: говорили о том, что прекратится льготная ипотека. Во всяком случае, именно 1 июля 2024 года было заявлено когда-то, когда эта самая история закончится. Закончится? С.РАЗВОРОТНЕВА: Да, вообще все решения озвучены. У нас сейчас остаётся фактически на тех же условиях льготная семейная ипотека, и она будет распространяться, даже прежняя ставка у нас останется — 6% для семей с детьми до шести лет, а также для семей с двумя детьми любого возраста, если они берут эту ипотеку в малых городах или будут покупать индивидуальный дом. Во всяком случае, такие поручения президент дал на Петербургском экономическом форуме. И, как я понимаю, сейчас эти продукты дорабатываются. У нас сохраняется льготная дальневосточная ипотека, у нас сохраняется сельская ипотека и ипотека, также льготная, под 2%, для новых территорий. В общем-то, это справедливо, потому что… знаете, честно говоря, эта льготная ипотека — даже для меня спорный инструмент. Потому что государство довольно много тратило денег до сих пор на субсидирование этой процентной ставки; при этом жильё не становилось доступнее. Ю.БУДКИН: Оно же дорожает. С.РАЗВОРОТНЕВА: Вот именно, цены на квадратный метр росли. Когда квадратный метр стоит дороже, под какой бы ты процент его ни брал, оно всё равно как бы дорожает. Мне кажется, те задачи, которые в своём указе майском 2024 года президент поставил, — это очень важная задача: обеспечить доступность жилья на первичном рынке. Мы сколько лет говорили о том, что у нас в национальных проектах должны быть поставлены ограничения на рост цен. А там было плановое повышение, то есть все предполагали, что этот квадратный метр будет дорожать, это в порядке вещей. Там не было ни одной нормы, которая бы… ну, какие-то были, я говорила: программа «Стимул», субсидирование инфраструктуры коммунальной, это немножко снижало, наверное, затраты на застройщиков. Только вопрос: они это отражали в цене конечной или нет? Я направила не так давно Хуснуллину, я ему предложила в том числе в качестве одной из мер ограничить норму прибыли застройщиков. В советские времена делали эти сметы, там была норма прибыли 20%. А сейчас, не знаю, есть, конечно, регионы, где мало строят, где низкая покупательная способность, там иногда и до 15% не дотягивает. Но те, кто строят и строили в столичных регионах — спрос есть, да. Ю.БУДКИН: Норма прибыли сейчас не контролируется в этой отрасли. С.РАЗВОРОТНЕВА: Не контролируется абсолютно. Спрос огромный, цены растут, и при этом себестоимость составляет, наверное, меньше половины стоимости этого квадратного метра. А спрос подогревается этими кредитами как раз — льготной ипотекой. Когда мы заслушивали отчёты правительства не так давно, выступал аудитор Счётной палаты, и он говорил о том, что каждое снижение льготной ипотеки на 1% даёт 2% повышения стоимости квадратного метра. Ю.БУДКИН: Ого. С.РАЗВОРОТНЕВА: Понимаете, вроде как хорошее хотим сделать людям, а получается, наоборот, усложняем им жизнь. Ю.БУДКИН: Вопрос по другой теме. 432-я — конкретный вопрос тоже: «У нас круглосуточно летом в холле, у лифта горит свет при наличии двух окон на площадке. Я писала в управляющую компанию, результата нет». А кто платит за это электричество, кстати сказать? Тоже хороший вопрос. С.РАЗВОРОТНЕВА: Конечно, платят собственники. У нас сейчас есть такая замечательная статья «Расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды». В большинстве регионов это отдельной строкой выделяется, а в Москве это всё в составе платы жилищной. Тем не менее, оно входит. Что ещё плохого произошло? В прошлом году приняли 92-е постановление правительства. Эти расходы на общедомовые нужды раньше ограничивались нормативом. Регион поставил какой-то норматив, например, превышение по свету выше норматива платит уже управляющая компания. А сейчас правила игры поменялись, и всё рассчитывается по счётчику. Разницу между показаниями общедомового счётчика и индивидуальными приборами учёта — всю разницу оплачивают граждане. Поэтому у нас сейчас управляющие компании абсолютно не заинтересованы в том, чтобы каким-то образом минимизировать эти расходы, повышать энергоэффективность. Я считаю, что это тоже приходит в противоречие с тем поручением президента, которое тоже есть в этом указе. Людям конкретно можно посоветовать написать обращение в управляющую компанию. Сейчас, кстати говоря, до конца июня у нас должны проходить ежегодные собрания собственников. И хорошо бы на это собрание собраться. Ю.БУДКИН: Те, которые обычно с трудом собирают, мягко говоря. С.РАЗВОРОТНЕВА: Ну да, может не быть кворума. Но хотя бы поговорить со своей управляющей компанией, обратиться. Сейчас немножко сложно обращаться, например, в ГЖИ, потому что у нас действует ограничение на проверки. Ю.БУДКИН: Жилинспекция? С.РАЗВОРОТНЕВА: Да. И если там нет угрозы какого-то события, которое несёт угрозу жизни и здоровью граждан, то часто эти проверки, даже по жалобам, не согласовываются. Прокуратура согласовывает ГЖИ — выходить, не выходить. Это очень плохо, мы добиваемся того, чтобы эти ограничения на проверки в жилищной сфере были отменены. Но для начала надо поговорить с управляющей компанией. Потом всё-таки проводить собрание, принимать решение и, может быть, не знаю, как-то пригрозить тем, что вы с ней расстанетесь, или тем, что… или, я не знаю, писать обращение на органы власти. В общем, надо действовать всё равно. Ю.БУДКИН: Возвращаясь к тому, как устроен рынок недвижимости. Вы человек, который, по меньшей мере, ближе других к этому рынку. Павел пишет: «Большая часть прибыли сейчас у банков, а не у застройщиков. Есть ли планы ограничения прибыли банков?» А кто-то действительно понимает, кто больше всего на рынке недвижимости зарабатывает? С.РАЗВОРОТНЕВА: Он прав, банки тоже зарабатывают достаточно прилично, причём три раза по всей этой цепочке. Сначала мы берём у них ипотечный кредит, платим за это. Потом, если мы хотим купить квартиру, нам открывают эскроу-счёт, и мы кладём деньги на этот счёт, и там, замечу, нам не платят процентов, хоть деньги лежат. Ну, и третье — застройщики кредитуются у банков. Им сейчас, как известно, запрещено кредитоваться напрямую. Поэтому банковские доходы — это значительная часть доли в повышении стоимости квадратного метра. Ю.БУДКИН: Ещё вопрос, 948-й рассказывает о собственной жизни: «Судился по ситуациям с управляющей компанией, там долго, сложно всё настолько, что они ничего не боятся». Действительно судиться почти невозможно? С.РАЗВОРОТНЕВА: Судятся, отсуживают. Но я за то, чтобы упрощать эти процедуры в досудебном порядке. Сейчас мы внесли, наконец, тоже законопроект о стандартизации отчётности управляющей компании, ТСЖ, ЖСК. Сейчас они выкладывают какую-то информацию о своей деятельности в электронных системах, в основном. Но там нет никаких требований к этой информации. Никогда ты не узнаешь, сколько они денег собрали, сколько потратили, сколько стоил каждый вид работ. Вот с этого хотя бы начнём, и есть ещё другие предложения. Ю.БУДКИН: Параллельно следим за тем, что творится на московских дорогах — там пятибалльные пробки. Параллельно следим за тем, что появляется на лентах новостей: «Президент Кеннеди отказался подписать проект бюджета, который вызвал в стране протесты», — пишет РИА Новости со ссылкой на СМИ. А вот из Германии РИА Новости сообщает, что Шольца засмеяли в парламенте, когда он рассказывал о предметных переговорах по бюджету. Раз уж мы читаем новости с лент новостей: а бывает такое, когда к нам в российскую Государственную думу приходят чиновники и, в общем, в некотором смысле смешно их слушать? С.РАЗВОРОТНЕВА: Знаете, я, слушая сейчас новости, думала о том, что у нас, как ни странно, есть хорошие новости и про ЖКХ. А про смешное расскажу тоже чуть позже. У ЖКХ есть две хороших новости. Во-первых, принято постановление правительства, упрощающее выдачу субсидий на оплату ЖКХ, сейчас их можно подавать будет онлайн. Это особенно для москвичей хорошая новость. А второе — то, что, кстати, ещё с 1 июля отдельные категории граждан у нас не будут платить ни при каких условиях проценты банкам: это пенсионеры (при оплате как раз услуг ЖКХ), это многодетные, это семьи участников СВО погибших и сами участники СВО и семьи с инвалидами. Так что тут у нас бывают и хорошие новости, как ни странно, в ЖКХ. А насчёт того, чтобы смеяться над тем, что рассказывают чиновники в Думе… знаете, по нашей части сейчас всё-таки у нас было такое, я считаю, рейтинговое голосование сейчас за министров и, несмотря ни на что, министр строительства и ЖКХ Хуснуллин получил самый высокий процент проголосовавших именно из старых министров. Больше всего, конечно, получали новички, им там авансом давали. А у Хуснуллина, конечно, есть выдающиеся достижения сейчас именно в плане строительства, темпов строительства. То, как они «вылизали» вообще каждый шажок, что они убрали все эти задвоенные, затроенные административные нормы. Прямо системно работают, и Хуснуллин нам рассказывает, что у них есть такая «простыня», где есть эти все проблемы, несостыковки, и они каждый день смотрят, сколько там проблем уменьшилось. И мы им говорили о том, что, знаете, нам такого не хватает в ЖКХ. Чтобы мы вместе с вами. Потому что мы тут как-то стучимся, стучимся, бьёмся — депутаты, — у нас, в основном, правительство наши законопроекты прекрасные отклоняет. Мы говорим: давайте сядем, наконец, вместе. Нам надо выстраивать эту систему абсолютно запутанную, непрозрачную как-то с начала и до конца. А потом мы уже будем, наверное, когда у нас это всё получится, обращать внимание на какие-то забавные вещи. Ю.БУДКИН: 24-й: «Многие годы нас призывали переходить на новый тарифный учёт электроэнергии, а в последние годы ночной тариф растёт двукратными темпами по сравнению с обычным. В чём смысл такой политики?» С.РАЗВОРОТНЕВА: Мне трудно сейчас ответить. У нас вообще немножко там нелогичная политика. Особенно, знаете, в плане снижения потребления энергии. У нас масса программ принималась по повышению энергоэффективности всего на свете. Каждая программа заканчивалась, никто не анализировал её результаты, принималась следующая — вот сейчас принята новая программа до 30-го года. Она абсолютно пустая, там никаких ни мероприятий, ни показателей нет. Я сильно надеюсь сейчас на этот новый нацпроект, в котором, наверное, какие-то требования, показатели будут. Потому что на самом деле, если говорить про ЖКХ, все жалуются на то, что мы много платим. Платим-то мы не потому много, что у нас тариф слишком высокий. Если сравнить с европейскими странами, с азиатскими, у нас довольно дешёвое всё это — электричество, электроэнергия, тепло, вода. Но мы его столько потребляем, и не контролируем, и не пытаемся как-то сэкономить в этом плане. И мы платим, платим и переплачиваем. Ю.БУДКИН: Будет ли, с вашей точки зрения, такое, что всех заставят поставить «умные» счётчики? С.РАЗВОРОТНЕВА: Знаете, будет, да. Сейчас как раз есть рабочая группа в Минцифры, мы как раз эту тему с ними активно обсуждали. Нам, конечно, нужно переходить, если мы хотим иметь прозрачную картину, на такие, знаете, общедомовые системы учёта коммунальных ресурсов. Это не только означает, что в каждой квартире стоит «умный» счётчик. Это означает, что она по статусу другая. Это уже не персональный ваш счётчик, это общедомовое имущество, которое должна обслуживать как раз управляющая компания. И тогда у нас одномоментное считывание, снимают с людей какую-то обязанность проводить эти все поверки, передавать показания. Прозрачность, дешевизна, и так далее. Но с точки зрения новостроек. Там уже даже дорожная карта какая-то есть, мы хотим, чтобы с какого-то года в новостройках только такие системы ставились. А в старых домах, конечно, есть проблемы, есть вопросы, каким образом их ставить, есть ли там вообще техническая возможность. Начали же с электроэнергетики. И там у нас, как известно, есть обязанность энергосбытовых компаний за свой счёт ставить эти приборы и передавать гражданам. Только здесь пока так и захлебнулось. Говорили о том, что это будут «умные» приборы везде, теперь ставят не везде, ещё даже и не всегда «умные»… здесь пока не найдено инструментов. Хотя, если бы они были найдены, всем бы от этого стало легче, проще. Ю.БУДКИН: Александр 569-й: «Доходы европейцев не приводим в пример никогда, а то сразу, что мы лучше их живём. Хотя депутат, может, и правда живёт неплохо». Но тут же 948-й ему отвечает: «С Европой вообще нас сравнивать сложно. Мы зимой в -20 живём с открытыми окнами, а в Британии два отдельных крана для воды всегда и 15 градусов в квартире как максимум». С.РАЗВОРОТНЕВА: Кстати, можно я тоже возражу? Эти мифы о том, что мы сильно беднее живём, чем в Европе, уже несостоятельны. Я уже не говорю о том, что зарплаты депутатов сейчас иногда существенно меньше, чем граждан, работающий в сфере IT. Ю.БУДКИН: Но всё-таки сильно выше, чем средняя по стране. С.РАЗВОРОТНЕВА: Тем не менее. У меня есть знакомый, который реально служил, он чиновник госслужбы в Италии. Он получал (на Сицилии, правда, — не самый богатый регион) 800 евро, причём половину зарплаты отдавал как раз за жильё… Ю.БУДКИН: Жильё там точно дороже. С.РАЗВОРОТНЕВА: И мы знаем, как живут, например, те же испанцы, для которых зимой купить баллон с газом — это роскошь. Одна моя знакомая, у которой дочка училась по программе обмена, она приехала к дочке, мне писала: я, говорит, хожу греться в университет, потому что моя квартирная хозяйка не может купить себе газ. Поэтому тут, знаете, по-разному Европа живёт — и греки, и прочие балканцы. Ю.БУДКИН: Ещё, возвращаясь к хорошим новостям, о которых вы говорили в начале второй части нашей программы. Вы говорили, что теперь многие будут не платить этот процент так называемый. С.РАЗВОРОТНЕВА: Да. Ю.БУДКИН: Но это же копейки. С.РАЗВОРОТНЕВА: Как сказать. Во-первых, хочу сказать, что, наверное, для большинства москвичей, кто онлайн-платежи умеет использовать, это вообще не вопрос. У нас есть высокая конкуренция в Москве, есть банки, которые не взимали комиссии, и всегда можно было выбрать этот банк. Актуально это, конечно, для людей старшего поколения, особенно проживающих в деревнях, малых городах. В общем, банковская комиссия — это 1-3% от всего платежа, но бывает случай, когда человек приносит деньги наличными в кассу и, предположим, живёт бабушка в деревне, у неё только электроэнергия. А там разовый платёж не меньше какой-то суммы. И вот бывает так, что эта сумма разовая составляет, например, треть от этого платежа. Поэтому это всё-таки для многих как раз людей, может быть, не очень IT-компетентных, проблема. И слава богу, что она хотя бы для них сейчас будет решаться. Ю.БУДКИН: То есть, с вашей точки зрения, в определённых случаях это может быть существенная сумма по сравнению со всем платежом? С.РАЗВОРОТНЕВА: Да. Ю.БУДКИН: Я попрошу вас надеть наушники, наши слушатели к нам присоединяются. 7373-94-8. Алишер утверждает, что ВТБ не берет комиссию в этом вопросе. «Самое плохое — делить на всех перерасход, — пишет 948-й, — есть нормальные люди, которые платят, есть те, кто не платит». Ну, это отдельная история многолетнего обсуждения. Слушаем вас, здравствуйте. СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Сергей Алексеевич. Светлана Викторовна, скажите, пожалуйста, по вашим данным, какой по итогу 23-го года общий дефицит кадров в строительстве и ЖКХ, и какое место в этом дефиците занимает в отрасли высокий уровень смертности, в том числе в трудоспособном возрасте? Спасибо. С.РАЗВОРОТНЕВА: Да, вы знаете, у меня нет, к сожалению, общей статистики. Думаю, что её на самом деле ни у кого нет. Поэтому знаю просто, что высокий. Может быть, сейчас, в последние годы, по крайней мере, в ЖКХ, я думаю, что он может достигать 40%. Может быть, даже 50% в отдельных случаях. По стройке просто не скажу, не соприкасаюсь с этим так. Ю.БУДКИН: Ещё требует объяснения эта история про индексацию пенсий работающим пенсионерам, которая уже объявлена, уже заявлена и, насколько я понимаю, сейчас проходит через Государственную думу. С.РАЗВОРОТНЕВА: Уже приняли сегодня в третьем чтении, так что всё. Ю.БУДКИН: Так что всё. Вы можете объяснить, как будут индексировать эти пенсии? С.РАЗВОРОТНЕВА: Да. По крайней мере, их будут индексировать не менее двух раз. Первый раз это будет происходить в феврале, это будет на уровень инфляции. Ю.БУДКИН: То есть в феврале, когда в 25-м году будут индексировать пенсии, их индексировать на этот уровень будут всем. С.РАЗВОРОТНЕВА: Да, всем будут индексировать. И потом второй раз эта индексация будет происходить… я вот забыла, то ли в апреле, то ли в августе. Будет индексироваться страховая часть, то есть она будет как бы повышаться в зависимости от повышения общей зарплаты по стране. Причём пенсионерам, которые работают, она будет индексироваться не от фактической стоимости, а от той стоимости, которая у них могла бы быть. Например, они сейчас получают 20 тысяч… Ю.БУДКИН: А если бы все эти годы им индексировали, они могли бы… С.РАЗВОРОТНЕВА: Да, они получали бы 30 тысяч. И вот эта индексация будет происходить от уровня 30 тысяч. И ещё один момент индексации — это как бы индексация по баллам, для того чтобы компенсировать ту недостачу, то, что они потеряли, когда эта пенсия не индексировалась. Ю.БУДКИН: То есть эта разница между условными 20-ю и условными 30-ю — эта разница будет когда-то выплачена? С.РАЗВОРОТНЕВА: Да, будет, но только после того, как люди перестанут работать. Она будет копиться в условных баллах на пенсионном счёте данных людей. Ю.БУДКИН: Когда 948-й пишет: «У Пенсионного фонда сейчас такие сложные формулы, что их и Ландау не разберёт», то насколько он прав? С.РАЗВОРОТНЕВА: Абсолютно прав, да. Я занимаюсь больше ЖКХ, и многие считают, что для того, чтобы там начать разбираться во всех этих формулах, надо заканчивать какой-нибудь специальный университет. А для того, чтобы разобраться в пенсионной системе, наверное, надо закончить два университета. Ю.БУДКИН: 7373-94-8 — телефон прямого эфира. Слушаем вас, здравствуйте. СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Тамара, ваша постоянная слушательница. Светлана Викторовна, послушайте, пожалуйста, «Допрос Вассермана» на «Спутнике». Он знаете, чем кончил программу? На словах хорошо, а на деле сплошное издевательство. И я вам не верю. С.РАЗВОРОТНЕВА: А в чём именно, в какой части вы мне не верите? Ю.БУДКИН: Всё, ушла с эфира. С.РАЗВОРОТНЕВА: Отключились, да. Ю.БУДКИН: Вот. С.РАЗВОРОТНЕВА: Ну, вы знаете, что могу сказать? Действительно, у нас иногда дистанция от закона до правоприменительной практики огромного размера. И мы всё думаем, как бы принять такой закон, который заставил бы работать другие законы. Приведу ЖКХ, близкую мне тему. У нас фактически все законы, весь Жилищный кодекс ориентирован на активного собственника, который будет проводить собрания, выбирать управляющую компанию, контролировать управляющую компанию, сменять её, если она… Ю.БУДКИН: То есть что-то делать. С.РАЗВОРОТНЕВА: Что-то делать. Ну, если люди этого не делают… я их понимаю. Им сложно очень, такие процедуры запутанные. Но если люди этого не делают, вообще ничего не работает. И дом, и компания творит что хочет. Поэтому можно верить, можно не верить, а можно всё-таки добиваться того, чтобы как минимум законы, которые, я считаю, неплохие многие мы принимаем, мягко скажу, они всё-таки работали. Ю.БУДКИН: Смотрите, тут в новостях ведь было даже сообщение о том, что провели соответствующее исследование, людей спрашивали, и выяснилось, что для людей бытовые права важнее даже политических прав. А вы говорите, что даже эти бытовые права они отстаивать не хотят. С.РАЗВОРОТНЕВА: Смотря в какой части. У нас, мне кажется, всё-таки люди сейчас стали более грамотные, более способные защищать свои интересы. Это очень хорошо чувствуется по школе. Я со своими учителями в округе часто общаюсь. Родители, когда речь идёт о правах ребёнка, готовы его защищать до последней капли крови, зачастую иногда даже… Ю.БУДКИН: Как кажется, это чаще на словах. С.РАЗВОРОТНЕВА: Нет, есть, тем не менее. Есть какие-то другие истории. Но вообще, как бы связанные с тем же ЖКХ, коллективное принятие решений, на мой взгляд, была изначально эта массовая приватизация — это мина замедленного действия. Мы заложники наших соседей, совершенно невозможно собрать их в таких условиях, выработать какое-то единое мнение. Поэтому здесь мы видим, и я тоже считаю, что стандартизация решений, какой-то расчёт, всё-таки государственное регулирование платы за жилищные услуги, оно у нас должно внедряться, потому что нереально договориться в этих домах. Ю.БУДКИН: Кстати, интересный вопрос буквально из личного опыта. Когда я шёл на эту беседу с вами, у нас в домовом чате было написано… это появилось в подъезде объявление, что нужно где-то зарегистрироваться для того, чтобы можно было проводить голосования через «Электронный дом». «Ни в коем случае не делайте этого, — пишет одна из жительниц, — если зарегистрироваться и проводить собрания там, то точно все решения будут в пользу «Жилищника». С.РАЗВОРОТНЕВА: Большая глупость, потому что все-тки «Электронный дом» — это как раз… вообще сейчас борьбу с подделкой протоколов видят как раз в использовании этих электронных систем, потому что там все люди идентифицированы, и довольно трудно там пририсовать ещё несколько лишних голосов. Другое дело, что голосование, может быть, надо делать более прозрачным. Я тоже предлагала сделать открытым, хотя бы без персональных данных, голосование по квартирам, чтобы все видели. Но электронный дом — это очень удобная, хорошая система принятия решений, быстрая, не затратная. Ю.БУДКИН: Главное, по идее, вроде как хотя бы собираться не нужно. Потому что собрать людей в одно конкретное время довольно сложно. А тут в течение довольно длительного времени люди имеют возможность проголосовать по тем или иным вопросам. Но вот насколько это будет учтено? С.РАЗВОРОТНЕВА: Вы знаете, если есть какие-то сомнения, можно же всегда прийти в ГЖИ… вообще, в личном кабинете будет доступен протокол. Если есть какие-то сомнения можно, соответственно, запросить там данные по голосованию. То есть здесь нужно просто более активно контролировать этот процесс. Вообще хочу сказать, что мифов много в ЖКХ. Я как раз вчера выхожу из дома, две соседки стоят и говорят: у нас будет капремонт, ни в коем случае нельзя этого допустить. А у нас там старый дом, инженерка — теплоснабжение и прочее. «Вы видели, что происходило в соседних домах? Кошмар-кошмар». Я говорю: слушайте, это старый дом, и там трубы не вечны, если мы сейчас не проведём капремонт за деньги фонда (фактически за наши взносы), нам придётся это делать за свои деньги. Поэтому какие-то такие странные мифы действительно у нас иногда распространяются. Ю.БУДКИН: 7373-94-8 — телефон прямого эфира. Присоединяйтесь к этому обсуждению. Напомню, с нами сегодня депутат Государственной думы, зампред комитета по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. Слушаем вас, здравствуйте. Да, вы в эфире. СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Вадим, Подмосковье. Светлана Викторовна, с 87-го по 12-й работал в ЖКХ. Ушёл оттуда под давлением одним из последних мигрантов. Но не в этом дело, а в том, что тяжёлое ощущение осталось, что ЖКХ — это такой «конь в вакууме» с абсолютно непрозрачными затратными задачами. Вот вы правильно упомянули, категорически нужно вешать всю финансовую — это не какая-то оборонка — всю финансовую деятельность управляющих компаний в открытый доступ. И второе, такой кадровый вопрос, казалось бы. Летом абсолютно такое количество работников, особенно мигрантов, живущих по углам, не нужно. Можно вызывать сезонных наших россиян, которым зимой в селе делать нечего. Это раз. А во-вторых, громадное количество пенсионеров, которым можно по участочку, по подъезду дать, и они с удовольствием заработают. И будет там и коллектив, и социум, и всё такое. Почему эти вопросы элементарные не решаются? Спасибо. Ю.БУДКИН: Спасибо вам. С.РАЗВОРОТНЕВА: Спасибо. Но, мне кажется, решаются. У нас, например, на доме этой зимой работали рабочие из Калмыкии. Если говорить про сезонность — это самый сложный вопрос, он связан с нашей большой бюрократической системой. Здесь либо ты берёшь человека в штат, и ты его не можешь взять временно — это сложно, либо ты как бы проводишь торги по 44-му закону, летом как-то заключаешь этот договор на какое-то количество людей, которые тебе будут чистить крышу. А тут приходит такая зима, как в этом году, и там нужно как минимум втрое больше. И нет практически инструментов какого-то оперативного реагирования на ситуацию. Вот тоже мы сейчас активно вопрос обсуждаем. Тут, наверное, нужны какие-то более гибкие подходы. А в Москве всё это решалось тем, что выходили на субботники практически все работники коммунального комплекса Москвы, и мы, честно говоря, я сама ездила на субботники в свой округ. При этом, когда я один раз в один прекрасный момент где-то кому-то сказала, что, наверное, когда такие форм-мажорные ситуации, жители могут поучаствовать, потому что они всё-таки собственники. И вообще, если следовать букве Жилищного кодекса… Ю.БУДКИН: Не-не, мы вам платим. С.РАЗВОРОТНЕВА: Вот-вот, «мы вам платим». Но это же ваш дом формально, это ваша собственность, это вы должны… Ю.БУДКИН: Это ваших денег не хватило — так, что ли, получается? С.РАЗВОРОТНЕВА: Получается, что так. В общем, проклятья сыпались в мой адрес очень долго. Все почему-то решили, что я их заставляю, а сама не делаю. Я сама хожу с лопатой, реально. Ю.БУДКИН: Хорошо, ещё один вопрос от 80-го: «За нас в «Электронном доме» кто-то проголосовал и подпись подделал, —и он дальше пишет, — вы, как депутат от района Зюзино, должны провести расследование». Так вот кто кому что должен? С.РАЗВОРОТНЕВА: Во-первых, я не депутат от района Зюзино, это не мой район. У меня соседний есть — Нагорный. Ю.БУДКИН: Так. Раз. С.РАЗВОРОТНЕВА: В принципе, конечно, расследование проводят органы внутренних дел, просто подаёте туда заявление. Это вообще уголовное преступление — подделка документации. Они должны провести это следствие и выявить виновных. Ю.БУДКИН: 7373-94-8 — телефон прямого эфира. Код города 495. Слушаем вас, здравствуйте. СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я вот работал тоже в «Жилищнике», что могу сказать: ворует начальство по-страшному. И всем это видно, и всем это заметно. И вот с этим надо бороться. Потому что люди хорошие туда приходят не для того, чтобы помогать и что-то делать, а чтобы заработать хорошие деньги, вот для того идут туда начальство работать. Ю.БУДКИН: Подождите, так хорошие люди или начальство? А главное, как вы видели, что начальство ворует? СЛУШАТЕЛЬ: Да ёлки-палки, ну я вам рассказывать не буду, как. Ю.БУДКИН: Ага, вот видите. Но «рассказывать я вам не буду». С.РАЗВОРОТНЕВА: Да, «кое-кто у нас порой», так это называется. Ю.БУДКИН: «Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет». 7373-94-8. «Подпись в электронном голосовании можно подделать только если человек сам её сливает», — пишет 948-й. Ну, ещё один звонок. Совсем коротко, прошу вас. Здравствуйте. СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Ю.БУДКИН: Да. Очень коротко. СЛУШАТЕЛЬ: Скажите, пожалуйста, я по поводу холодной воды, как ни странно. Почему теперь из крана холодной воды вода всегда температурой 26 градусов, 20 градусов, то есть тёплая вода течёт? Ю.БУДКИН: По-моему, и 20, и 26 — это вполне нормальная температура для холодной воды. С.РАЗВОРОТНЕВА: Слушайте, я не помню там каких-то… скорее всего, у вас просто пока она проходит по домовым системам, если вы будете долго сливать, она будет холоднее. Ю.БУДКИН: Она нагревается просто, конечно. Светлана Разворотнева — заместитель председателя комитета Государственной думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству — была сегодня в гостях на радиостанции «Говорит Москва». Я благодарю вас. Спасибо. С.РАЗВОРОТНЕВА: Всего хорошего.