В Госдуме хотят обязать власти регионов создавать программы страхования жилья. Речь идет о программах страхования жилья от чрезвычайных ситуаций. Поправки в законы внесла группа депутатов во главе с руководителем комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. Из законопроекта следует, что региональные власти также обяжут представлять программы страхования жилья от ЧС в Минфин.
Сам закон о страховании жилья от ЧС заработал еще в 2019 году. Однако его формулировки предусматривают не обязанность, а право региональных властей разрабатывать и реализовывать программы страхования. Продолжает председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
— Практически ни в одном регионе таких программ страхования от соответствующих бед, которые приносят стихийные бедствия, нет. И чтобы был порядок, мы вносим законопроект, для регионов, для людей, для государства, всем будет проще и понятнее, какие ресурсы будут задействованы, чтобы возместить ущерб людям в случае стихийного бедствия, замысел такой.
— Есть какое-то примерное понимание, как это должно выглядеть, кто за это должен отвечать?
— Примерное понимание такое, стихийные бедствия не каждый день и не каждый год происходят. Подобное, как в Оренбургской области, может, раз в столетие такое, многие не припомнят таких разрушительных наводнений, и понимание такое, что страховым компаниям, в принципе, это понятно, и они готовы будут участвовать в этом процессе. И, очевидно, регион тоже должен какую-то сумму зарезервировать. Понятно, что сейчас регионы с разными финансовыми возможностями, зачастую, когда нет обязаловки формировать страховой резерв на случай стихийных бедствий, они направляют свои средства на другие задачи, которые кажутся важнее и более актуальны, поскольку наводнения они не предвидят. Фиксирование определенных сумм будет обязательным. Регионы, конечно, тоже исходят из того, что да ладно, там не бросят, федерация поможет все равно, поэтому не будем фиксировать какие-то свои обязательства определенные. Ну и федерация должна будет зарезервировать средства на этот случай. Страна большая, и, очевидно, если не в Оренбургской области, то в другом регионе в следующем году тоже что-то может произойти, для этого нужны ресурсы, которые все знают, что они будут направлены на решение такой задачи.
Страховая культура в России находится на достаточно низком уровне, поэтому многие не страхуют свое жилье, в частности, от чрезвычайных ситуаций.
Комментирует замдиректора департамента развития имущественного страхования физических лиц Всероссийского союза страховщиков Михаил Порватов:
— Граждане зачастую не знают о тех возможностях, которые есть, не знают, к кому обратиться, не считают себя специалистами, чтобы разобраться в условиях договора страхования, и если жилье достаточно дорогое, то страховая премия может быть достаточно высокая для граждан.
— Было бы эффективно ввести какое-то подобие ОСАГО для жилья?
— ОСАГО — это страхование ответственности, страхование жилья — это страхование имущества. В соответствии с Гражданским кодексом обязательным может быть только страхование ответственности, то есть для того, чтобы ввести обязательное страхование жилья, как минимум нужно поменять Гражданский кодекс. Другое дело, что есть федеральный закон № 68 ФЗ «о чрезвычайных ситуациях», в соответствии с которым в действующей редакции регионы вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан с использованием механизма добровольного страхования. На сегодня ни в одном субъекте РФ программы страхования жилья не утверждены, поэтому у граждан таких механизмов, которые предусматривались бы региональными программами страхования жилья, просто нет.
На фоне паводков российские страховщики фиксируют рост спроса на страхование жилья. Такую динамику наблюдают в «Росгосстрахе», «Согласии», «Югории» и «Пари». Однако по закону нельзя страховать имущество, которое находится в зоне под угрозой наводнения с момента объявления о ней.
В России число подтопленных домов достигло почти 18 тысяч. В конце марта в нескольких регионах России начались паводки. Режим ЧС введен в Оренбургской области, Тюменской и Курганской областях, а также в некоторых районах Томской и Самарской областей.