Суперъяхты перестали продаваться из-за антироссийских санкций
Продажи суперъяхт (так называют максимально технически оснащенные суда длиной не менее 24 метров) резко упали в 2023 году на фоне санкций, введенных против российских миллиардеров, и ряда других факторов пишет CNBC.
Отмечается, что покупателям, размещающим сейчас заказы, придется ждать поставки три-четыре года из-за задержек, вызванных пандемией. В 2023 году было продано 203 новых суперъяхты, в 2022-м --245, а в 2021-м — рекордные 313, говорится в материале.
Так же хорошо, как в предыдущие годы, перестали продаваться все суперъяхты, но сильнее всего пострадал спрос на крупнейшие из них — сделок, связанных с судами длиной более 200 метров, в прошлом году заключили на 40 процентов меньше. Резкое падение продаж в этом сегменте связывают с уходом с рынка россиян, которые, по словам Ральфа Дазерта из SuperYacht Times, «были склонны заказывать очень экстравагантные и очень большие яхты».
Среди прочих причин отмеченной тенденции журналисты называют рост цен из-за более высоких затрат на рабочую силу и материалы.
Как рассказывал в 2022 году владелец Burevestnik Group Андрей Бойко, россияне стали испытывать серьезные затруднения при покупке яхт или катеров из-за антироссийских санкций. «Логистика достаточно тяжелая, параллельный импорт в данном случае практически не работает. Тем более что это не продукт первой необходимости», — отмечал он. При этом уже к лету 2023-го в российских яхт-клубах стали заканчиваться места для швартовки маломерных судов, вернувшихся из-за рубежа.