Как снять риски нарушения прав мигрантов и россиян
Проблема миграции после трагических событий в подмосковном "Крокусе", по данным СПЧ, опять вошла в тройку основных проблем страны. Ее острота усиливается с двух сторон. Местными законами вводятся запреты на прием мигрантов в Крыму и Калининграде, в ряде регионов ограничиваются права иностранцев работать в такси, на рынках и иных сервисах. А сами мигранты либо покидают страну, либо, наоборот, используя программу упрощенного получения российского гражданства, анклавами оседают в стране, требуя воссоединения семей и отказываясь интегрироваться.
- На этом фоне принцип Совета прост, - говорит председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев, - мы защищаем права всех, но защита прав мигрантов не должна идти в ущерб защите прав граждан. Аситуация пока такова, что мигранты готовы воспользоваться правами, но не желают соблюдать обязанности. Примеров много: это и отказ становиться на воинский учет при получении российского гражданства, и требование воссоединения семей, но отказ семей учить русский язык, и "резиновые" квартиры.
Как заметил Фадеев, ожидаемое введение цифрового профиля мигранта создаст единую базу данных миграции, но не решит проблему угрозы роста социального напряжения в обществе. Проблема в том, что закон предлагает работодателю заплатить налог за мигранта до получения им разрешения на работу. Работодатель эту проблему перекладывает на мигранта, а по закону, если средства не будут перечислены заранее, выдворяют иностранца. В итоге по факту, по данным СПЧ, более 2,5 миллиона иностранцев работают без регистрации, что снижает издержки работодателя и нарушает права не только мигрантов, но и граждан страны. Ведь их невыгодно брать на работу, они требуют легальной оплаты труда и роста социальных издержек.
Россиян работодатель не хочет брать на работу и сочиняет миф о том, что они не хотят. В СПЧ обратная информация - их отсекают
- Это ситуация двойного нарушения прав людей, - убежден глава СПЧ, - и мигрантов, и наших сограждан, которых работодатель не хочет брать на работу и сочиняет миф о том, что они не хотят, например, на стройку. У СПЧ обратная информация - их отсекают.
Как считает правозащитник, страна встала перед проблемой создания реестра компаний и работодателей, имеющих право привлекать иностранцев. При этом претенденты должны доказывать, что другого решения, кроме как нанимать иностранцев, нет. А в приоритете должен быть россиянин, привлекаемый на работу через систему такого же рекрутинга, только внутреннего.
- Это возможно при параллельном решении двух задача, - полагает Валерий Фадеев, - повышения производительности труда, а она у нас в стране только в строительстве в четыре раза ниже, чем в США. Одновременно нужно создавать приемлемые условия жизни мигрантам, чтобы они не жили в подвалах и "резиновых" квартирах. И не работали бы вместо 40 по 65 часов, а если бы шли на эти условия, то получали вознаграждение за труд по закону, а не по воле нанимателя.
Вывод СПЧ: стране нужна миграционная политика под конкретные народно-хозяйственные задачи, тогда рост давления на социальный сектор - систему образования, здравоохранения, жилье, правоохранительную систему со стороны миграции, включая нелегальную, снизится. Иначе миграция грозит стать неуправляемой.