Территория макетов. К проекту застройки аэропорта «Центральный» возникают вопросы
Саратовский индустриальный парк: производственные корпуса— наберегах прудов
Единственная новость вконце ноября отом, что директор управляющей компании СИП Алексей Лихачев заявил, что проект парка досрочно прошел государственную экспертизу и«полностью» соответствует требованиям законодательства.
«Следующий этап— проведение конкурсных процедур для определения подрядчика настроительно-монтажные работы. Продолжает работу общественный совет, который контролирует процесс сосвоей стороны»,— сказал Лихачев. Скакой именно стороны контролирует работу общественный совет, директор неуточнил.
Зато проведение дня области навыставке «Россия» принесло несколько новостей, точнее две, обиндустриальном парке. Первая: стенд региона, втом числе имакет парка, намеждународной выставке «Россия» осмотрели заместитель председателя Правительства РФДмитрий Чернышенко иполпред президента вПриволжском федеральном округе Игорь Комаров.
Новость вторая: проект Столыпинского индустриального парка заинтересовал более 20 компаний-инвесторов.
Нам уже приходилось писать отом, какие трудности ожидают российскую промышленность— дефицит рабочей силы иудорожание кредитных займов. Вслучае снашим парком— еще илогистические затруднения. И, конечноже, отинтереса кмакету доконкретных договоров— дистанция огромного размера. Зато удалось увидеть макет будущего СИПа. Иесли все будет так, как намакете, тополучается, что производственные корпуса стоят практически наберегах прудов. Аведь помнится, были обещания нетолько благоустройства прудов, ноисвободного кним доступа.
Микрорайон «Аэропорт»: вместо малоэтажных застроек— высотки
Еще один грандиозный саратовский проект был представлен навыставке— это застройка аэропорта «Центральный». Надо отметить, что унас все проекты грандиозные: Столыпинский индустриальный парк, Южный парк— тоже индустриальный, самая длинная набережная, еще один мост через Волгу, скоростной трамвай, который, оказывается, будет нетаким ужискоростным.
Теперь озастройке аэропорта «Центральный». Первоначально много говорилось отом, что это будет передовой вовсех отношениях микрорайон— просторный, зеленый, малоэтажный итак далее.
Нотак неполучилось. Натойже выставке народных достижений был предъявлен макет застройки микрорайона «Аэропорт».
Пользователи интернета тутже задались вопросом: ачем, собственно, этот проект отличается отСонечного-2 или Юбилейного?
Оначале застройки территории старого аэропорта глава региона Роман Бусаргин объявил всентябре 2022 года. Тогдаже онсказал, что работы начнутся вмае 2023 года. Как человек, который врабочие дни проезжает мимо аэропорта, могу уверенно сказать, что больше одного экскаватора итрех рабочих ятам невидел.
Интересно, наместе канувшего влету авиазавода построен микрорайон «Авиатор». Теперь набывших взлетно-посадочных полосах будут строить «Аэропорт». Ирония какая-то. Кстати, ничего неслышно обэкологической экспертизе, новедь наэтом месте десятки лет взлетали исадились самолеты, всели там нормально спочвами?
Планы таковы: до 2031 года вмикрорайоне построят более 900 тысяч квадратных метров жилой площади, где будут жить около 30 тысяч человек, исвыше 500 тысяч квадратных метров зданий общественного назначения: пять школ, 15 детсадов, офисные здания иучреждения здравоохранения, магазины, торговый центр, кинотеатр. Губернатор также определил, что предельный срок реализации проекта— 14лет. Тоесть, к2037 году строительство должно быть завершено.
Предельная высота для жилых домов— 14 этажей, для офисных зданий— 30. Где найти столько фирм иклерков, этот вопрос остается открытым.
Конечно, нас могут посчитать неисправимыми пессимистами, новсеже обрисуем тетрудности, которые появились это осенью перед строительным комплексом.
Падение продаж жилья, ухудшение условий ипотеки
«ВРоссиизафиксировали рекорд поколичеству нераспроданного жилья вновостройках,— обэтом рассказал гендиректор компании «Релайт-Недвижимость» КонстантинБарсуков. Падения цен нанедвижимость нафоне такого рекорда ждать нестоит,заявилонвбеседе стелеканалом «360».
Непроданными остались порядка 4миллиона квартир, которые планируется сдать вследующем году, нарынке остается еще около20 миллионов квартир.
«Одной изпричин сложившейся ситуации является наращивание объемов строительства ипадение продаж. —Говоря оценах нанедвижимости, Барсуков отметил, что непроданное жилье невызовет снижения цен. «Посостоянию на1ноября объем нераспроданного жилья вроссийских новостройках составил 71,1млн.кв. м, что на5,4млн.кв. мбольше, чем год назад».
Двигателем современного жилищного строительства являются ипотечные кредиты. Ноинаэтом направлении власти России собираются ввести меры ограничения. Повсей видимости, уроки финансового кризиса 2007–2008 годов учтены. Тогда мировой кризис начался сипотечного кризиса вСША. Его первые признаки проявились в2006 году вснижении числа продаж домов, аквесне 2007 года переросли вкризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы скредитованием ощутили инадёжные заёмщики. Летом 2007 года кризис изипотечного начал перерастать вфинансовый изатрагивать нетолькоСША. Начались банкротства крупных банков, спасение банков состороны национальных правительств.
Министерство финансов Россиипредлагает изменить условия льготной ипотеки, проект постановления уже передан вкабинет министров, сообщило агентство«Интерфакс»соссылкой наисточник вфинансово-экономическом блоке правительства.
Программа предоставления льготной ипотеки россиянам действительна до1июня 2024года, она распространяется только нановостройки. Потекущим условиям, россияне могут взять кредит под8 процентов годовых вразмере 12миллионов рублей дляМосквы, Санкт-Петербургаиихобластей. Дляжителей других регионов размер займа сейчас ограничен 6миллионами. Семьи сдвумя несовершеннолетними детьми могут взять ипотеку под6 процентов стемиже ограничениями.
Минфин предлагает снизить максимальный размер кредита дляжителей Москвы, Петербурга иихобластей до6 миллионов рублей. Будетли также — тоесть, наполовину, снижен объем кредита для регионов— пока несообщается. Минимальный первоначальный взнос приэтом могут увеличить до30 процентов. Также на0,5 процентного пункта снизят предельную величину субсидий длябанков, выдающих льготные ипотеки.
Кроме того, Минфин предложил выдавать заемщикам только один льготный кредит итолько поодной программе. Приэтом планируют ввести минимальный уровень дохода заемщика, аего общая кредитная нагрузка недолжна превышать 50 процентов.
«Мысейчас обсуждаем внесение изменений внесколько аспектов льготной ипотеки сцелью ограничения очень быстрого роста ипотечного портфеля. Унас слишком быстрый рост портфеля пошел, иодновременно ухудшение его качества. Проект постановления Минфин уже внес вправительство»,— сказал заместитель министра финансовИван Чебесковвбеседе с«Интерфаксом».
Процент, подкоторый банк выдает ипотеки, постоянно меняется, онзависит втом числе отключевой ставки. Следующее заседание совета директоров Банка России намечено на15декабря, эксперты ожидают очередного повышения ставки. Приэтом льготные категории граждан платят фиксированный процент, разницу банкам компенсирует государство. ПриповышенииЦентробанкомключевой ставки расходы наобеспечение ипотечных программ возрастают.
Как заявил Иван Чебесков вразговоресгазетой «Известия»,— «Сейчас льготные программы, тоесть те, которые софинансируются государством, покрывают 80–90 процентов всего первичного рынка ипотеки». Пословам заместителя министра, уровень субсидирования необходимо снижать: ондолжен составлять максимум 50 процентов.
Всвою очередь впресс-службе Главного управленияБанка РоссиипоЦентральному федеральному округу рассказали:
«Рост ипотеки взначительной степени уходит врост цен нажилье. Запоследние три года увеличение цен нановостройки существенно превысило рост зарплаты. Также произошло снижение качества кредитов засчет выдачи ипотеки длязаемщиков свысокой долговой нагрузкой. Ожидаем, что уже вследующем году унас появится дополнительный инструмент— макропруденциальные лимиты поипотечным кредитам— предельная доля ипотечных займов, которую банки смогут выдать заквартал». Макропруденциальные лимиты— этоколичественные ограничения для банков навыдачу кредитов заемщикам свысоким показателем долговой нагрузки.
Предпринимаемые ианонсированные меры привели ктому, что воктябре всего было выдано 770млрд. рублей врамках ипотеки, что на19 процентов ниже сентябрьского объема, новсе еще существенно выше среднемесячных показателей первого полугодия 2023года.
Витоге констатируем: перед началом большой саратовской стройки государство начинает работу посокращению числа иразмеров ипотечных кредитов.
«Опять закладывают проблемы набудущее»
Иеще одна проблемы— чисто саратовская. Оней власти предпочитают неговорить, номенее острой она отэтого нестанет. Вопрос втом, как добираться донового поселка (вСаратове все, что нецентр, топоселки) икак уезжать изнего. Уже сейчас перед выходными ипри малейших погодных осложнениях доехать вечером доЮбилейного поселка затруднительно. Вдачный сезон— еще труднее. Теперь прикинем— 30 тысяч жителей— это примерно 10 тысяч автомобилей. Выдержатли дороги, ведущие кЮбилейному, Изумрудному, Иволгино ипрочим такую нагрузку?
Сюда, нагору, иобратно вцентр можно добраться почетырем дорогам. Первый вариант— через Затон, узкая двухполосная дорога, скрутыми подъемами/спусками, извилистая споворотами под 90 градусов.
Только вгору можно добраться поМясницкой, апотом поСоколовогорской. Три полосы, одна выделена под общественный транспорт, идущий вобратном направлении— сгоры вцентр. Понейже от1-го Соколовогорского проезда доулицы Соколовой разрешен другого транспорта. Возможности для расширения Мясницкой есть— засчет сноса частного сектора, хотя это большие деньги, громкие скандалы исуды. Расширить Соколовогорскую улицу возможно только засчет уничтожения зеленых насаждений.
Вниз вцентр ведет Симбирская улица. Три полосы, новсильные снегопады сокращается додвух. Кроме того, откольца есть сужение, которое неустранить— содной стороны «Водоканал», сдругой— гора.
Наконец, четвертый вариант— мимо «Рубина» поЖуковского, апотом поТанкистов. Наэтом направлении исейчас нередки пробки.
Ладно, это мнение дилетанта, хотя уже почти двадцать лет езжу поэтому направлениям наработу вцентр.
Новот мнения специалистов-архитекторов, которые собрал сайт «Бизнес-Вектор». Они больше касаются плана застройки микрорайона, но, поихмнению, существующие уже сейчас логистические проблемы только усугубятся.
«Откровенно говоря, удивлен иогорчен. Микрорайон решен, словно онненаходится всуществующем городе. Жаль… Вместо совершенствования структуры города вцелом— опять закладываем проблемы набудущее,— прокомментировал проект планировки архитекторСергей Лазарев.
Онотмечает, что «продолжение Симбирской безусловно важно исделано всоответствии сКомплексной транспортной схемой Саратова, носюжной стороны микрорайона она упирается вбутылочное горлышко, анасевере— вовсе упирается впока несуществующие дороги. Аглавное направление «запад-восток», продолжающее улицу Осипова упирается вулицу Танкистов, которую наэтом участке трудно (почти невозможно) использовать как нормальную городскую магистраль»,— подчеркивает эксперт.
«Участок земли под старым аэропортом является важным стратегическим пятном втеле города Саратова. Именно он, всоставе сСоколовой горой, является преградой между центральной частью города, Солнечным иЮбилейным районом, атакже развивающимся направлением всторону Усть-Курдюма. Именно этот участок должен стать неРазделителем, аСоединителем районов»,— считает архитекторДмитрий Назимов. —Создана мощная магистраль поперек всего района Старого Аэропорта ажо6 полосах, которая должна пропустить через себя поток района Солнечный/новый аэропорт. Но! Если присмотреться,все эти 6 полос упираются в2-ух полосную Симбирскую! Бутылка! Итранзит машинопотока изЮбилейного/Изумрудного/Усть-Курдюма тоже остается нерешенным, хотя мынаблюдаем рост многоэтажного строительства вэтом направлении. Да, неплохо решен отвод всторону Технической, ноэтовсе! Остальной поток также втыкается втуже Симбирскую, куда ишесть полос изСолнечного»!
Анамакетах, да, выглядит красиво.