«Бочка» для беженцев
Нас действительно становится все меньше, и тем удивительнее тот факт, что чиновники зачастую просто наплевательски относятся к своим обязанностям по приему русских переселенцев из осколков Советского Союза, которые могут и очень хотят стать частью российского общества.
В 1992-1993 годах в город Борисоглебск Воронежской области прибыло 16,5 тысячи вынужденных переселенцев. По большей части из Таджикистана, где тогда полыхала гражданская война. Из них осели в округе около трех тысяч человек. Как сложилась их судьба?..
В то время шефство над беженцами взяла на себя переселенческая организация «ХОКО». Почти всех прибывших прописали по адресу нежилого помещения на Терешковой, 12. Там зарегистрировали 3012 человек.
- Именно в то время мы приобрели линию для производства стройматериалов, - рассказывает заместитель руководителя «ХОКО» Борис Краснов.
В 1993 году организовали два временных поселка для беженцев, разместили там 226 семей. На закупку жилых вагончиков из Федеральной миграционной службы выделили 35 млн рублей. Начали строить новый район. Из федерального бюджета выделили на возведение инженерных сетей и коммуникаций 946 млн рублей. Работая на строительстве и вкладывая средства в общий котел, члены переселенческой организации возвели в 1996 году жилье для 80 семей.
После этого в округе оставались 93 семьи вынужденных переселенцев с подтвержденным статусом и стоящих на очереди за жильем. По федеральной программе администрация округа выдала с 2006 года жилищные сертификаты им всем.
В Борисоглебске остаются 14 семей вынужденных переселенцев, которым не удалось решить жилищный вопрос. Они живут в вагончиках, или, как их называют в народе, в «бочках», около 30 лет.
В 2021-м они стали героями передачи на федеральном канале. Причина - в истекшем сроке соглашения между ними и муниципалитетом. В 2017 году администрация, «ХОКО» и переселенцы подписали трехстороннее соглашение. По нему город выделил в аренду участки, а переселенцы обязались построить дома и освободить «бочки». Срок действия соглашения прошел, но никто из живущих в вагончиках не осилил строительство. Люди забили тревогу, боясь того, что их могут выселить. В администрации заверили, что договор с ними продлят…
Пенсионерка Наталья Зайцева живет в «бочке» с 1998 года. Из-за проблем с получением гражданства она и ее уже взрослая дочь так не смогли получить статус переселенца. Наталья Васильевна при поддержке детей за последние несколько лет возвела «коробку» дома и намерена довести дело до конца.
- Я не беспокоюсь, что меня попросят отсюда, все равно буду достраивать, - говорит Наталья Зайцева. - У меня и для крыши все готово. А пока живу в «бочке» рядом со своим участком. Ее у «ХОКО» купил сын в 2019 году.
В общем, ситуация с переселенцами, русскими людьми, плачевная. Тем не менее дети и внуки тех, кто перебрался сюда четверть века назад, добровольцами идут на СВО. Но это уже совсем другая история…
Андрей Князев.
Фото: ТАСС/ Е. Кармаев