Завышенные платежи и текущие крыши: глава регионального минконтроля — о том, как привлечь к ответственности УК
Отсутствие воды и колоссальные начисления за коммунальные услуги — с этими и другими проблемами в «Клопс» регулярно обращаются калининградцы. Министр регионального контроля (надзора) Елена Серая ответила на вопросы наших читателей.
— Какие жалобы поступают в министерство от калининградцев чаще всего?
— Основная масса касается работы управляющих компаний, нарушения норм жилищного законодательства. Жалуются на порядок начисления платы за услуги ЖКХ, ненадлежащее содержание общего имущества — подтопление подвалов, протечки крыш, содержание лестничных клеток, придомовой территории. Всё стараемся оперативно отрабатывать.
— Почему жалуются именно вам? УК не реагируют?
— Граждане не желают обращаться в свою управляющую компанию, а сразу пишут в министерство. Орган жилищного надзора превратился в оперативно-диспетчерскую службу, тогда как заявки по горячей линии отрабатываются как аварийно-диспетчерской службой, так и самой УК.
Нужно наладить в этом направлении работу, нужно выйти на новые стандарты отношений собственника и обслуживающей организации. Но пока на законодательном уровне не будет введено обязательное требование предварительно решать вопрос с самой УК, этого не произойдёт.
— Как пожаловаться так, чтобы был результат? Существует ли инструкция?
— Собственник вправе обратиться в министерство для организации контрольного (надзорного) мероприятия. Обращение можно направить как в письменном, так и в электронном виде. Сейчас много электронных сервисов, которые позволяют легко и удобно это сделать — интернет-приёмная на сайте министерства, система ГИС ЖКХ , платформа обратной связи на госуслугах (ПOC).
Хотелось бы обратить внимание граждан на то, что для проведения такого мероприятия необходимо подать письменное обращение с предъявлением паспорта, а электронное направить после прохождения идентификации и аутентификации заявителя. Это требование федерального закона.
— В последние полгода «Клопс» поcтупает много жалоб от владельцев квартир в новых домах — уже через пять лет после сдачи начинает течь крыша, здания требуют капитального ремонта. На УК ложится большая нагрузка. Контролируется ли каким-либо образом работа застройщиков? Можно ли решить проблему некачественного жилья?
— При строительстве многоквартирных жилых домов осуществляется региональный государственный строительный надзор, процедура регулируется статьями 49, 54 Градостроительного кодекса РФ. Проверки законченных строительных объектов проводятся после извещений об окончании работ от застройщиков, а потом выдаются заключения о соответствии требованиям проектной документации, энергетической эффективности, оснащённости объектов приборами учёта. После строительный надзор прекращается, и собственники выбирают УК. Она и отвечает за эксплуатацию и содержание многоквартирного дома, в том числе работы капитального характера. А то, что та или иная поломка является причиной именно строительных недоделок, может доказать только специализированная организация.
— Нам также поступают жалобы на качество воды в Калининградской области. Если у человека из крана идёт нечто, напоминающее квас, как доказать, что эта вода не соответствует стандартам качества? Куда обращаться?
— Необходимо писать в управление Роспотребнадзора по Калининградской области, которое вправе проводить лабораторные исследования соответствия воды требованиям санитарного законодательства. Министерство осуществляет проверки напора воды. Если он очень слабый, необходимо сначала обратиться в управляющую компанию, а в случае бездействия последней — в министерство.
— Деньги за плохую воду вернуть можно? Как это сделать?
— Потребитель может восстановить свои права с помощью перерасчёта. Порядок прописан в главе X правил предоставления коммунальных услуг, а фиксируются нарушения в акте, составленном с участием управляющей организации или ресурсоснабжающей организации (если исполнитель услуги — она). Если те уклоняются от составления акта, потребитель может составить документ в одностороннем порядке. Это основание для перерасчёта платы за некачественную коммунальную услугу.
— А если в доме больше суток нет воды, это считается нарушением? Кто за него отвечает? Может ли житель Калининграда или области получить возмещение в такой ситуации?
— В течение года допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды — 8 часов в течение одного месяца и 4 часа — единовременно. В случае аварий в действие вступают требования законодательства РФ о техническом регулировании. За каждый час сверх допустимого плата за холодную воду подлежит уменьшению на 0,15 процента. За это отвечает исполнитель, то есть управляющая или ресурсоснабжающая организация.
— Что грозит ресурсоснабжающим организациям, слишком много начисляющим за свои услуги, к примеру, за воду? А если такое нарушение было замечено за УК?
— При нарушении ресурсоснабжающей организацией порядка начисления платы за коммунальные услуги административная ответственность не предусмотрена, но есть штраф в размере 50% величины ошибочно начисленных средств. Вы вправе потребовать наложить этот штраф.
Соблюдение порядка начисления платы за коммунальные услуги УК — лицензионное требование, при нарушении которого управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 KoAП РФ.
— Калининградцы часто жалуются на большие платежи за отопление. Есть ли способы сэкономить?
— Экономия может достигаться за счёт оснащения многоквартирного дома современный модульным тепловым пунктом с автоматическим терморегулятором. Имеет значение энергоэффективность здания: утепление стен, чердаков, окон, теплоизоляция трубопровода.
Для установки такого погодозависимого оборудования и проведения работ по энергоэффективности собственники вправе провести общее собрание и определить порядок финансирования.
— Часто поступают жалобы на порядок проведения общих собраний?
— Да, и проблему возможно решить путём проведения голосования через систему ГИС ЖКХ. В настоящий момент эта функция доступна в приложении «Госуслуги.Дом». Калининградская область участвует в пилотном проекте по внедрению этого приложения. Основные проблемы — это фальсификация протоколов, бумажная волокита при оформлении.
С 1 сентября не пустившие газовщиков калининградцы могут остаться без топлива. Проверки теперь осуществляет только АО «Калининградгазификация».