Предприниматели Башкирии жалуются на сложности с получением земли
Ландшафтный дизайнер Анастасия Пестряева три года назад открыла ИП по выращиванию саженцев для озеленения дворовых территорий. На тот момент она уже год занималась этим на своем небольшом участке в 250 "квадратов". Спрос на продукцию был, и женщина решила, что пора выходить на новый, более масштабный уровень. Присмотрела землю под питомник в Уфимском районе. Пришла с желанием закрепить участок за собой в районную администрацию, и тут началось! Заплатить за градостроительное заключение 14 тысяч рублей, за постановку земли на учет - 15 тысяч. Заплатила и тут же получила новые счета на общую сумму более 70 тысяч рублей. За что? Ответить на это в мэрии внятно не смогли.
- Я тогда попросила "дорожную карту", в которой было бы видно, какие инстанции мне нужно пройти и сколько за это заплатить. Мне хотелось понимать, осилю я или нет. Но никто четкого ответа не давал. В общем, два года хождений и несколько десятков тысяч потраченных денег так ни к чему и не привели, - сетует предприниматель.
В итоге землю получили другие, а Анастасия осталась ни с чем. А ведь уже могла бы развернуться и выращивать саженцы не только для соседей. Женщина говорит, что, рисуя эскизы ландшафтов для клиентов, постоянно получала вопросы: где брать растения и почему они так дорого стоят? Дорого, потому что завозились из-за границы, через несколько посредников. Вот и решила предложить землякам более дешевый товар.
В битве за землю в сердцах предприниматель написала пост в соцсетях, после этого ее даже пригласили в минземимущество РБ, разбирались там с вопросом комиссионно, вместе посмеялись над выставленными мэрией Уфимского района счетами, но тот разговор ничем конкретным не закончился.
Уполномоченная по правам предпринимателей в Башкирии Ирина Абрамова говорит, что случай с Анастасией Пестряевой не единичный. Она постоянно получает жалобы от малого бизнеса на то, что процедура получения земельного участка непрозрачная, отсутствует четкий алгоритм действий.
Однако в региональном министерстве земельных и имущественных отношений с таким утверждением не совсем согласны. Как отметил первый заместитель министра Дмитрий Суслин, на сегодня как раз многое сделано для того, чтобы всем было понятно, как оформить земельный участок.
- С 2018 года создано более 1700 регламентов по выдаче земли. Проведена полная инвентаризация услуг в сфере земельных отношений. Навели порядок и по срокам ответов органов, и по прозрачности процедуры. Внесли необходимые изменения в законы. Сегодня существует единый регламент с четкими сроками, причем многие разрешительные документы можно получить не выходя из дома, электронно, - уверяет чиновник.
И приводит примеры: если в 2020 году было подано 20 тысяч заявлений в электронном виде, то в прошлом - более 63 тысяч, а в этом году их прогнозируется свыше 100 тысяч.
По словам Дмитрия Суслина, на законодательном уровне по земельным отношениям сделано все необходимое и менять ничего не нужно. Но есть вопросы к смежной области - градостроительной. К примеру, есть свободная земля, а в проекте планировки - нет. И тут уже министерство бессильно. Нужно менять проект, а это время, деньги и снижение доступности услуги.
- То есть сегодня есть все инструменты для предоставления земли, а вот как ее подобрать - здесь нам еще предстоит работать, - отмечает замминистра.
Предприниматель и эксперт в земельных вопросах Владимир Барабаш сетует, что хоть и много сделано по созданию цифровых инструментов для скорейшего оформления участков, до сих пор о них нет полной информации.
- Есть публичная кадастровая карта, но многие земли на ней отсутствуют. К нам в Уфу со своим проектом хотел зайти крупный международный инвестор, которому стали предлагать земли на отшибе - в Инорсе, Шакше и тому подобное. Я нашел участок, который уже шесть лет числится в аренде у несуществующей фирмы. Город арендную плату не получает, но на карте этого участка нет, - рассказывает Барабаш.
По его словам, проблемой является и то, что у многих городов и районов генпланы делались еще в прошлом веке, а чтобы изменить их и на основе изменений подготовить новые участки земли - нет денег.
- Бизнес на свой страх и риск делает проект планировки и межевания, тратит порой миллионы рублей, не будучи уверенным, что на торгах эта земля ему достанется, - отметил эксперт.
Владимир Барабаш также описал ситуацию, когда мелкий предприниматель хочет открыть какой-то бизнес на селе, но вопрос должен обязательно согласовать с местными депутатами. А те в итоге собирают сход, на котором граждане за разрешение строить на их территории магазин, склад, да что угодно, начинают просить преференции. В итоге проект оказывается нерентабельным.
По мнению предпринимателя, процесс получения земли нужно сделать таким, чтобы он осуществлялся в "два-три касания". И у этого процесса должен быть один куратор.
Другую проблему с землей озвучила предприниматель Екатерина Малахова. Как оказалось, минземимущество в одностороннем порядке меняет вид разрешенного использования земельного участка, и тогда порой в разы вырастают суммы налогов.
- Вот был у ребят склад, как вдруг в классификаторе разрешенного использования появляется магазин. При этом никто об изменении не уведомлял. Был налог один миллион рублей в год, стал 360 миллионов. Плюс выросла кадастровая стоимость, потеряли льготу - в общем, по всем фронтам минус. Люди закрыли склад и сказали: больше в Башкирии работать не будем, - приводит пример Екатерина.
В минземимуществе посоветовали оспаривать подобные изменения, хотя там предполагают, что, возможно, все же велась торговля прямо со склада.
Стоит напомнить, что введение земли в оборот выгодно всем сторонам. Земля начинает работать и, соответственно, давать государству доходы в виде налогов. У бизнеса в это время реализуются новые проекты, растут мощности и опять же налогооблагаемая база. Но пока, как делают вывод сами участники рынка, государство не готово распрощаться со всеми бюрократическими препонами, стоящими на пути предпринимателя к такому желанному участку.
Кстати, Анастасию Пестряеву вновь готовы выслушать в высоких кабинетах. Возможно, в этом конкретном случае ручное управление принесет свои плоды, но хотелось бы отлаженной работы всей системы. .
Компетентно
Марат Мирзаянов, и.о. руководителя Росреестра по Республике Башкортостан:
- Росреестр сейчас занимается объединением сведений об имуществе и земле, о природных ресурсах и генпланах развития территорий. Вся эта информация будет представлена на одной платформе - в Национальной системе пространственных данных. Пилотно она уже вводится в четырех регионах, со следующего года появится еще в двадцати, в том числе и у нас. Тогда все заинтересованные стороны будут видеть основную часть сведений. Это, думаю, также поможет быстрому решению вопросов с получением и оформлением земли.