В I полугодии отечественные вагоностроители нарастили производство, по сравнению с прошлым годом, на 14,5% ‒ до уровня в 28,5 тыс. единиц, сообщает издание «Коммерсантъ».
При этом, если в первом квартале, по информации Росстата, динамика была отрицательной (минус 13,1 тыс. вагонов, или 5,1% по сравнению с первым кварталом минувшего года), то во втором квартале был отмечен резкий скачок производства ‒ на 63% (до 15,4 тыс. единиц).
Одновременно в наиболее массовом сегменте ‒ полувагонах ‒ производство снизилось почти на треть. Причина ‒ дефицит мощностей на Уралвагонзаводе (УВЗ), сконцентрировавшегося сейчас на выполнении гособоронзаказа. Виноват и рост отпускных цен.
Наибольший всплеск, связанный с повышением спроса на перевозки, отмечен в сегменте хопперов-зерновозов.
Как указывают профильные эксперты, в основном рост пришелся на Тихвинский вагоностроительный завод ОВК, который сумел восстановить объемы после простоя (из-за нехватки кассетных подшипников) летом минувшего года.
За шесть месяцев этого года, информирует Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ), объемы сборки крытых вагонов возросли в восемь раз (1960 вагонов), хопперов ‒ в 2,6 раза (3420 единиц), вагонов бункерного типа ‒ в 2,5 раза (5110 штук), цистерн ‒ в 2,1 раза (3898 единиц). Сократился на 31% выпуск полувагонов, а также платформ ‒ на 21%.
«Многократное увеличение объемов закупок по родам вагонов связано с ростом объемов перевозок, оборота вагонов, необходимостью обновлять парк и обеспечивать процесс вывоза грузов гарантированным погрузочным ресурсом, ‒ сообщили в ИПЕМ. ‒ С учетом трудностей перемещения вагонов на сети компании пытаются обеспечить себя вагонами в местах погрузки, докупая там парк».
В то же время, как подчеркнул замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук, кратное увеличение производства крытых вагонов не обусловлено ростом спроса на перевозки грузов, а отображает востребованность в замещении парка ‒ в I полугодии списано 1,8 тыс. крытых вагонов.
Если говорить о спаде в наиболее массовом сегменте парка — полувагонах, он, как отмечает Савчук, спровоцирован снижением производственных возможностей российских предприятий и ростом цен на новые заказы.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, комментируя ситуацию, пояснил, что основное падение выпуска полувагонов в I полугодии (на 2,5 тыс. единиц в годовом выражении) пришлось на УВЗ, которому пришлось перебросить трудовые ресурсы на выполнение ГОЗ. На 1,3 тыс. штук просело производство Рузаевского завода химического машиностроения («РМ Рейл»), переключившегося на выпуск более маржинальных типов подвижного состава (цистерн и хопперов), и на 1 тыс.— «Алтайвагона».
Наибольшая проблема на рынке России ‒ хопперы-зерновозы, указывает Бурмистров: их попросту неоткуда взять. «Практически нет сезонной паузы в транспортировке зерна на экспорт, ‒ говорит аналитик. ‒ Нынешний сезон рекордный и по объемам транспортировки, и по масштабам дефицита парка, так как оборот на сети замедлился, а картина в южных портах, подходы к которым в данный момент времени забиты так, как не забиты даже на Дальнем Востоке, стимулирует беспрецедентный спрос».
Спрос на хопперы-зерновозы продолжает сохраняться, невзирая на то, что основные производители зерновозов ‒ ТВСЗ, «РМ Рейл», Завод металлоконструкций в Энгельсе, Барнаульский завод ‒ резко увеличили выпуск данного вида продукции.