В России предложили утвердить новую Стратегию культурной политики

Министерство культуры предложило принять новую Стратегию государственной культурной политики до 2030 года, поскольку ее прежний вариант, утвержденный в 2016 году, не соответствует новым вызовам и рискам в сфере культуры. Проект распоряжения, подготовленный ведомством, опубликован 28 июня на портале проектов нормативных правовых актов. 

В России предложили утвердить новую Стратегию культурной политики
© Парламентская газета

Соответственно, распоряжение Правительства от 29 февраля 2016 года об утверждении прежней версии стратегии предложено признать утратившим силу. В пояснительной записке к проекту отмечается, что необходимость его разработки вызвана изменениями, произошедшими внутри страны и в мире. Документ призван обеспечить приведение стратегии в соответствие с Конституцией РФ и актуальными нормативными правовыми актами.

Так, в новой редакции стратегии говорится, что российская культура — неотъемлемая часть глобального культурного пространства, а посягательства со стороны недружественных государств в целях подрыва общемирового влияния российской культуры наносят непоправимый ущерб справедливому, равноправному и открытому международному культурно-гуманитарному сотрудничеству.

К числу основных проблем реализации государственной культурной политики, создающим угрозу будущему России, в стратегии относят:

недооценку потенциала культуры в деле гармонизации общественных отношений; недостаточную активность и слабую вовлеченность гражданского общества и НКО в реализацию государственной культурной политики; разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ослабление единства многонационального народа РФ; снижение интеллектуального и культурного уровня общества; рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения; деформацию исторической памяти, негативную оценку значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России; атомизацию общества — разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других.

Это приводит, в частности, к ослаблению роли семьи и семейных отношений, способствует тому, что происходят разрыв прежде устойчивых социальных связей и рост числа разводов. Так, на 923,6 тысячи браков, заключенных в России в 2021 году, приходится более 644,2 тысячи разводов.

Кроме того, одной из проблем в реализации государственной культурной политики является наблюдаемое снижение расходов на потребление культурных ценностей и благ в структуре семейного бюджета, что оказывает влияние на сокращение в последующем числа активных участников культурных и общественных процессов, подчеркивается в стратегии. 

Для решения этих проблем предусматривается:

разработка механизмов по противодействию подрывной деятельности недружественных стран в российском культурном пространстве; создание условий для формирования безопасной информационной среды путем популяризации ресурсов, через которые будет распространяться достоверная информация, способствующая культурно-историческому просвещению и воспитанию на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей; создание условий для формирования госзаказа на создание информационных материалов в СМИ, кино и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, соответствующих целям и задачам государственной культурной политики; разработка новых механизмов производства и показа фильмов, принятие дополнительных мер по их господдержке; обеспечение условий для создания новых и развития существующих экспозиционно-выставочных пространств в регионах; приведение в соответствие с социальными нормативами обеспеченность населения учреждениями и организациями культуры; сокращение региональных различий в обеспеченности и развитости инфраструктуры культуры, в частности театров, которые продолжают оставаться значительными; разработка мер по увеличению числа мест в концертных залах, которые, согласно социальному нормативу, должны устанавливаться из расчета два—четыре места на каждую тысячу городских жителей (в настоящее время этот показатель составляет около 1,418 места); замедление сокращения инфраструктуры профессионального образования в сфере культуры, а также сети образовательных организаций сферы культуры и искусства, в том числе детских школ искусств; развитие циркового искусства; сохранение, развитие и популяризация нематериального этнокультурного достояния РФ; сохранение и развитие малых городов и исторических поселений РФ; совершенствование мер поддержки и развития сельской культуры.

Цели государственной культурной политики

Среди целей государственной культурной политики, в частности, называются сохранение единого культурного пространства страны, обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия, обеспечение культурного суверенитета РФ и повышение роли страны в мировом гуманитарном и культурном пространстве.

Кроме того, в проекте стратегии подчеркивается, что государственная культурная политика основана на таких принципах, как открытость и взаимодействие с другими народами и культурами; представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры; свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность; делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры институтам гражданского общества; защита традиционных семейных ценностей и института брака как союза мужчины и женщины и др.

Как и прежний вариант стратегии, новый предусматривает ее реализацию в два этапа: первый — 2023—2026 годы и второй — 2026—2030 годы. На первом этапе утверждается план реализации стратегии, приводятся в соответствие документы стратегического планирования, принимаются меры нормативно-правового характера. То же самое предусматривает и прежний вариант стратегии. Однако на втором этапе стратегия предусматривает изменения, в частности, реализацию нацпроекта «Культура» и таких проектов, как «Пушкинская карта», «Придумано в России». 

Ожидаемые результаты

Если прежний документ в числе ожидаемых результатов предусматривал к 2030 году увеличение финансирования культуры за счет всех источников до 1,4 ВВП РФ, то в новом проекте стратегии уже нет такого показателя среди ожидаемых результатов. Однако приводятся такие ожидаемые результаты, как:

укрепление единства и сплоченности российского общества на основе общероссийской гражданской идентичности, сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей; обеспечение культурного суверенитета, сохранение единого культурного пространства страны и российской самобытности; содействие сбережению российского народа, повышение статуса семьи, утверждение традиционных семейных ценностей; увеличение числа граждан, прежде всего молодежи, стремящихся жить и работать на родине, считающих Россию наиболее благоприятным местом для проживания, раскрытия творческих способностей; увеличение числа участников межведомственного проекта «Культура для школьников» до 2 миллионов человек к 2030 году, расширение сотрудничества школьных музеев с учреждениями культуры; увеличение объемов продажи книг в РФ с 3 до 5 на душу населения по сравнению с 2014 годом (в прежней стратегии — с 3 до 7); увеличение к 2030 году числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры до 690 миллионов.