Волгоградка смогла добиться глобальных изменений в многоэтажке на Спартановке
Почти 5 млн рублей долга по ЖКХ, дырявые трубы, заброшенный двор – такое наследство получила Мария Костенко, когда возглавила товарищество собственников недвижимости (ТСН). Благодаря этой красивой и энергичной женщине дом № 14 по улице Николая Отрады в Тракторозаводском районе Волгограда стал одним из лучших.
«Хоть дворником готова была идти!»
Инженер-технолог по очистке природных источников – это специальность по диплому Марии Васильевны Костенко. После вуза работала исключительно в проектных институтах и была довольна жизнью, пока в 1994 году ей, как и многим тогда, перестали выдавать зарплату.
– Хоть дворником готова была работать, ведь муж тоже стал безработным, – вспоминает Мария Костенко. – Согласилась на предложение сына друзей торговать на рынке аудиокассетами. Стыдно было невероятно. Муж смеялся, говорил: если меня за прилавком не видно, значит, я опять знакомых издали заметила и спряталась…
Первый год тетя Маша, как называл ее юный работодатель, еще пыталась найти другую работу, а потом вкус почувствовала.
Научилась разбираться в музыке и клиентах, зарабатывала прилично. В итоге семейство Костенко даже перебралось из «двушки» в «трешку».
Но в 2008-м грянул кризис, заработки упали, и Мария согласилась на предложение подруги стать замдиректора детсада по питанию.
Меньше всего ее тогда интересовали страсти, бушевавшие в родной девятиэтажке: ТСЖ, выборы…
Где деньги?
А жильцам дома № 14 было что вспомнить. В борьбе за пост председателя ТСЖ и липовые протоколы собраний были, и взломы, и суды, и обращения в райадминистрацию и прессу – только пух да перья летели.
– А мое участие началось с того, что сосед попросил помочь ему в счетной комиссии, – вспоминает Мария Костенко. – Я согласилась. Потом узнала, что меня заочно выбрали в правление.
И тут выяснилось, что товарищество это – банкрот. Задолженность по ЖКУ составила 4,6 млн рублей!
– Меня просто ошарашило известие о нашем долге, – говорит Мария Костенко. – Я ведь все время регулярно платила. Где же мои деньги? И я начала разбираться. А спустя несколько месяцев позвали возглавить ТСЖ. И косяком пошли повестки в суды. Их было по несколько в день!
Оказалось, что деньги собственников жилья до поставщиков воды и электричества не доходили, зато юрист ТСЖ, например, получал 142 тысячи в месяц!
Обнаружились какие‑то липовые работы, которые никто в глаза не видел. И самое печальное: на нужды дома нельзя было взять ни копейки – из‑за долгов счет заблокировали.
С девятой попытки
Костенко начала ходить по злостным неплательщикам и уговаривать их погасить долги. И процесс, как говорится, пошел. Выяснилось, что, даже если не все жильцы стали сознательными и рассчитались по своим долгам, денег все равно хватает. В том числе на то, чтобы постепенно гасить общий долг.
Вторая «битва» оказалась не менее затяжной. На общем собрании новому председателю удалось убедить народ, что, если самим распоряжаться деньгами на капремонт, толку будет больше.
Но кто же позволит должникам тратить деньги по своему усмотрению? Костенко это удалось – с девятой (!) попытки.
– Измором взяла, – признается, – с утра до вечера сидела в приемной районной администрации.
Первым делом ливневку во дворе привели в порядок, отмостку, поменяли стояки канализации. Продав старые трубы, заработали 180 тысяч рублей. На них сделали ремонт подъездов: побелку, покраску, пластиковые окна.
– Да, каждое наше приобретение рассматривалось почти под лупой, проверки стали рутиной, – вспоминает Мария Васильевна. – Но зато новому правлению поверили даже жильцы, кого протоколы решений суда не убеждали.
Лучшим доказательством были, конечно, платежки: сейчас размер тарифа на содержание жилого помещения в этом ТСЖ один из самых низких. А сколько эмоций вызвало появление в подъезде новых почтовых ящиков!
Недавно и до крыши руки дошли – сделали основательный ремонт.
Вошли в проект «Наш двор – наш дом»: провели собрание, составили план. Наметили парковку, запланировали расширить дорогу, обустроить детскую и спортивную площадки. А когда двор обрел новый облик, все ахнули: откуда у нас столько детей?! Как будто все юные футболисты района облюбовали площадку.
– Знакомая рассказала, что бредет по нашему двору бабушка лет за 80 и под нос бормочет: «Прям помирать не хочется, как в Москве живем!», – смеется Мария Костенко и уточняет, что планы у нее по-столичному серьезные.
На весну работы уже намечены: провести озеленение двора. График составлен, саженцы заказаны!