Изъятое у коррупционеров жилье предложили продавать с молотка
Только за последние три года у недобросовестных российских чиновников изъяли имущества почти на 200 миллиардов рублей. Это земельные участки, квартиры, автомобили, стоимость которых не была подтверждена доходами госслужащих. По закону деньги, полученные от обращения такого имущества, передаются в Фонд пенсионного и социального страхования. Также по решению суда коррупционное жилье может быть передано нуждающимся. Однако на практике последняя мера не работает, говорят эксперты. Содержать двухуровневые квартиры и элитные коттеджи многодетным или ветеранам просто не по карману. Поэтому в кабмине предложили продавать элитную недвижимость недобросовестных чиновников с молотка. Такой законопроект уже внесен в Госдуму. Документ размещен в системе обеспечения законодательной деятельности.
22 квартиры и особняк с купелью
Согласно статье 17 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», прокуроры могут обратиться в суд, чтобы забрать в доход государства недвижимость, автомобили и ценные бумаги чиновников, если их стоимость превышает официальный доход семьи за три года, при этом сам чиновник и его домочадцы не могут подтвердить иных законных способов приобретения такого имущества.
Таких дел в России в последнее время становится все больше. Так, только за последние три года у чиновников изъяли не подтвержденное доходами имущество почти на 200 миллиардов рублей, сообщал ранее генеральный прокурор России Игорь Краснов.
Значительный взнос в этот капитал внес, например, бывший помощник главы Россельхознадзора Дмитрий Натаров. В 2022 году суд арестовал у него имущества на 400 миллионов рублей, в том числе дом и двухэтажную квартиру.
Еще один конфискант прошлого года — экс-глава ГИБДД по Ставропольскому краю Алексей Сафонов, у которого в доход государства суд арестовал имущества на 180 миллионов рублей, в том числе особняк с бильярдной, тренажерным залом, баней и купелью, а также еще 22 объекта недвижимости.
Чуть скромнее жил коллега Сафонова — бывший замначальника управления ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области Игорь Качкин. Региональная прокуратура обнаружила у него и членов его семьи более трех десятков объектов недвижимости. К конфискации предложили 22 квартиры общей стоимостью 50 миллионов рублей.
Ранее в поле зрение прокуроров также попал экс-заместитель главы администрации города Свободный в Амурской области Владимир Владимиров. У него в пользу государства было изъято имущество стоимостью 100 миллионов рублей.
Когда коммуналка больше зарплаты
Внесенный Правительством законопроект позволяет реализовывать в соответствии с законодательством о приватизации недвижимость, поступившую в государственный жилищный фонд в результате совершения коррупционного правонарушения.
При этом, как следует из документа, на аукцион будут выставлять только дорогое жилье, «рыночная стоимость которого превышает в два и более раза денежную сумму, определенную исходя из его общей площади, умноженной на среднюю цену квадратного метра жилого помещения в конкретном субъекте РФ».
Также отмечается, что, если аукцион признают несостоявшимся, в следующий раз недвижимость выставят на торги на пять процентов дешевле. А если и во второй раз продать с молотка элитный дом или квартиру не получится, новые аукцион назначат не ранее чем через полгода.
Сейчас недвижимость, изъятую в рамках антикоррупционных мероприятий, можно передавать нуждающимся гражданам. Но такой механизм на практике работает плохо, полагает зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
«Получая от государства такое имущество, нуждающиеся сначала радуются, но потом у них появляется вопрос: как платить коммуналку за такой дорогостоящий объект? Это нередко порождает новые правонарушения, когда такое имущество снова попадает в не совсем законный оборот», — сказал он «Парламентской газете».
По новым правилам дорогие объекты будут уходить с торгов, при этом вырученные средства могут быть потрачены на приобретение жилья для нуждающихся, это могут быть и очередники, и участники специальной военной операции, и другие категории льготников, полагает депутат. Таким образом, помощь смогут получить больше граждан.
Открытые торги против «кормушки»
Реализация изъятого коррупционного имущества будет эффективной только в случае прямых открытых торгов при простой процедуре регистрации участников, считает член Совета по правам человека, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
«Проблема дальнейшей судьбы изъятого у коррупционеров в том, что тема оборота и реализации конфискованного имущества как была, так и остается крайне непрозрачной и коррупционной, — написал Кабанов в своем телеграм-канале. — Эта сфера является многомиллиардной «кормушкой» для конкретных кланов, состоящих из бизнес-структур, связанных с определенными «руководителями» и некоторыми силовиками».
Он также отметил, что ему не известны конкретные примеры, когда конфискованный особняк в любом регионе России на «а-ля Рублевке» передали нуждающимся и многодетным. «Покажите мне хотя бы один конкретный пример», — написал правозащитник.
Именно поэтому и нужен новый механизм реализации такого имущества, полагает Анатолий Выборный. Внесенный законопроект не только является логическим продолжением антикоррупционной политики, которая проводится в России, но и поможет государству исполнить новые взятые на себя обязательства.
«Количество льготников в стране в последнее время увеличивается, — сказал он. — Ответственные органы смогут воспользоваться вырученными средствами для реализации взятых на себя государством полномочий».
По данным Росимущества, сейчас в казне находится 140 объектов жилого фонда, конфискованных в связи с правонарушениями. Из них 32 относятся к предусмотренной законопроектом категории жилых помещений.