Войти в почту

Остаться без дачи из-за долгов. Почему новая инициатива риелторов нереализуема?

Риелторы предлагают изымать участки, если собственник в течение долгого времени не платит взносы. Упростить процедуру выставления участков на торги предлагается также и для заброшенных участков.

Остаться без дачи из-за долгов. Почему новая инициатива риелторов нереализуема?
© BFM.RU

Что сейчас? Согласно действующим правилам, если владелец участка три года и более не платит целевые и членские взносы, изъять и продать его землю можно только в случае соразмерности долга стоимости. Но такое случается крайне редко. Обычно участок стоит гораздо больше, чем по нему накопилось долгов. Изъять такой участок можно только через суд, а срок исковой давности по задолженности составляет три года.

Если коротко, то проблема почти нерешаемая. Не платят люди, которые вообще не в курсе, что у них есть земля. Кто-то, например, не знает про наследство. Кто-то знает, но в него не вступил. А кто-то не пользуется участком и принципиально не платит взносы. Еще есть те, кто всем пользуется, но не платит, потому что нет денег или желания, — за таких в общий котел скидываются все остальные. Продолжает член инициативной группы одного из подмосковных СНТ Наталья:

«Наша общая сумма долга на текущий момент — свыше 7 млн рублей. Возможность взыскать долги за предыдущие годы дала бы нам дополнительные средства, на которые СНТ могло бы существовать около полугода без дополнительных сборов, допустим, без членских взносов за этот год. Но не всегда, к сожалению, это возможно. При этом у нас есть истории, когда члены СНТ хотели бы расширить свои участки за счет рядом находящихся заброшек, но не имеют возможность это сделать. Особенно там, где собственник умер, а наследники либо не вступили в наследство, либо вступили в наследство, но не передали информацию ни в правление, ни председателю, ни своим соседям. И как их разыскать, как предложить им продать этот участок, никому не понятно».

По данным центра загородной недвижимости федеральной компании «Этажи», всего таких участков в разных СНТ по стране 10-20%. Риелторы обратились в правительство с предложением, во-первых, увеличить срок исковой давности с трех до десяти лет. За такой период стоимость участка может стать соразмерна сумме долга перед СНТ, а во-вторых, дать право продавать такие участки товариществу, минуя процедуру торгов через муниципальные органы. Продолжает руководитель центра загородной недвижимости федеральной компании «Этажи» Антон Сауков:

Антон Сауков руководитель центра загородной недвижимости федеральной компании «Этажи» «Мы видим, что происходит. Мы видим, какое бывает количество пожаров по весне из-за этих заброшек. Мы просто проявили инициативу, так как видим там огромную точку роста по развитию садоводческих обществ. И мы видим растущую стоимость. Мы видим поток клиентов, которые хотят купить [участки] в том или ином направлении. И видим количество потенциальных объектов, которые на текущий момент простаивают».

Идея риелторов понятна, но вряд ли работоспособна, считает адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов города Москвы, автор телеграм-канала «Садовод и закон» Светлана Жмурко:

Светлана Жмурко адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов города Москвы, автор телеграм-канала «Садовод и закон» «Понятно, что многие СНТ заинтересованы. Я знаю даже много случаев, когда председатели выступали инициаторами того, чтобы продавать заброшенные земельные участки. Но что значит продавать? Они помогали людям обратиться в администрацию, администрация выносила постановление о передаче этих земельных участков либо о продаже по минимальной стоимости этих земельных участков другому собственнику, то есть вновь появившемуся желающему приобрести этот участок. Но сколько споров потом возникает, когда появляется старый владелец, которому выделялся этот участок раньше! Он спорит с [новым] владельцем, которому вынесено это постановление о выделении участка, чей же это участок».

Плюс еще несколько подводных камней. Если СНТ получат право продавать участки за долги, кто даст гарантии, что в ряде случаев, когда чей-то участок очень нравится кому-то еще, у владельца этой дачи вдруг не появятся долги. Из ниоткуда. Если, например, управляющая компания или администрация СНТ не найдут данных о платежах. Особенно если учесть тот факт, что в стране немало кооперативов, где деньги несут наличными, а учет ведется в амбарной тетради.

Наличие узких моментов в предложенной риелторами инициативе признает и руководитель центра загородной недвижимости федеральной компании «Этажи» Антон Сауков. Но делать что-то нужно. И в этом его поддерживают и юристы, и дачники.