Войти в почту

Вячеслав Наговицын: На полное расселение людей из зоны БАМ необходимо примерно 25 миллиардов рублей

В Совете Федерации рекомендуют Правительству России рассмотреть возможность увеличить выделение средств на программу, чтобы помочь четырем регионам — Бурятии, Забайкальскому краю, Амурской и Иркутской областям — завершить переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали. Как и когда проблема переселения бамовцев будет решена? Об этом «Парламентская газета» поговорила с сенатором от Бурятии Вячеславом Наговицыным.

Вячеслав Наговицын: На полное расселение людей из зоны БАМ необходимо примерно 25 миллиардов рублей
© Парламентская газета

- Вячеслав Владимирович, тема «авариек» и времянок в зоне БАМа не нова, — впервые ее стали серьезно поднимать еще в 2010-х годах, а в 2015 году по поручению Президента России была принята программа по расселению временного жилья в зоне БАМа. В чем суть проблемы, почему так медленно идет процесс?

- Когда полвека назад шла комсомольская стройка, не планировалась, что ее участники останутся там жить. Поэтому и жилье строили временное, даже коммуникации в землю не закапывали, просто делали короба, укладывали в них коммуникации и засыпали их опилками. Позже стали строить и нормальное жилье со всей необходимой инфраструктурой, но в основном — для проживания в них специалистов по обслуживанию железной дороги.

Сейчас в зоне БАМа, по прикидкам специалистов, проживают во временном жилье, а это щитовые домики, вагончики, блоки контейнерного типа, более шести тысяч человек.

Низкие темпы реализации программы снижают ее эффективность. Муниципалитетам приходится содержать сильно изношенную коммунальную инфраструктуру, которая продолжает стареть каждый год. Снижаются и доходы коммунальщиков в результате выезда участников программы. Эффективным был бы комплексный подход — переселение людей из временного жилья и его снос с целью недопущения повторного заселения, а также ликвидация всей коммунальной инфраструктуры и рекультивация земли, и все это одновременно.

- Вы сказали о примерно шести тысячах человек, которые официально прописаны в домах в зоне БАМа. А известно, сколько из них остро нуждаются в переезде и непосредственно проживает там, сколько бамовцев, непосредственно принимавших участие в строительстве дороги?

- Это плавающие цифры, точно их можно будет назвать только после того, как регионы проведут адресный пофамильный учет тех, кто должен получить жилье по программе переселения, и будет проведена полная инвентаризация состояния жилья в зоне БАМа. Мы сможем узнать, кто прописан, кто собственник этого жилья, какие есть правовые основания у людей, какие времянки можно включить в программу, а какие нет.

- Когда, по вашему мнению, может быть проведена эта работа?

- Работа в этом направлении муниципальными образованиями и Минстроем России ведется постоянно, но требования программы к ее участникам, требования к жилью уточняются постоянно и ежегодно проводится сверка на местах и с Минстроем. Думаю, что и в нынешнем году такая работа тоже будет проведена. Вы спросили про бамовцев, тех, кто строил дорогу. В 2023 году по результатам сверки Минстрою необходимо установить их пофамильно и решить их проблемы в первоочередном порядке в 2024 году, к 50-летнему юбилею строительства БАМа. В декабре 2021 года такую задачу поставила председатель Совфеда Валентина Ивановна Матвиенко. Решать эту проблему нужно уже сейчас, так как, скорее всего, потребуются корректировки нормативных правовых актов.

- Расселение осуществляется на условиях софинансирования на средства регионов и федерального Центра. Однако участники совещания в Совете Федерации отмечали, что выделяемых денег на программу недостаточно, что делать?

- Ежегодно на решение вопросов по переселению бамовцев из федерального бюджета выделяется примерно 535 миллионов рублей, это немалые деньги. На сегодняшний день на программу с начала ее реализации выделено порядка восьми миллиардов рублей. А для завершения переселения нужно еще порядка 25 миллиардов рублей. И если сейчас ничего не менять, то при существующем сегодня ежегодном объеме расходов средств на эти цели решение проблемы растянется примерно на 50 лет. Это, конечно же, неприемлемо. Сенаторы понимают, что одномоментно таких средств не найти, но можно задействовать уже работающие программы, направленные на улучшение жилищных условий наших граждан, или применить механизмы индивидуального подхода

- Поясните, о каких именно программах и механизмах идет речь?

- Есть несколько госпрограмм, по которым можно получить новое жилье, — например, расселение аварийного и ветхого жилья, госпрограмма по переселению из районов Крайнего Севера, по наделению жильем инвалидов, рассмотреть возможность использования материнского капитала и т. д. Можно задействовать механизмы рассрочки платежа, допустим, через социальную ипотеку, предоставление жилья в доходных домах или предоставление арендного жилья, когда государство одновременно переселяет всех граждан по программе и берет на себя полностью или частично месячные платежи, возникающие у переселенных граждан, соответственно, по ипотеке, за съем или аренду жилья и т. д.

- Как вы думаете, нет ли рисков, что, как только активизируется реализация программы, начнут появляться и ее новые участники?

- Да, вы правы, запускать новые механизмы и увеличивать финансирование надо только тогда, когда очередь на переселение будет зафиксирована — для этого и нужна полная ревизия данных по учету людей и жилья, о чем я уже говорил выше. Только после этого можно будет проработать подробную дорожную карту для каждой семьи и говорить о сроках, когда проблема переселения граждан из аварийного ветхого жилья в зоне БАМа будет решена окончательно. Совет Федерации постоянно находится в контакте с Правительством РФ, решая поставленную задачу, — проблема находится на контроле лично у спикера палаты регионов Валентины Ивановны Матвиенко, и поэтому нет никаких сомнений, что она будет решена.