«Самое главное в работе – дисциплина». Памяти выдающихся управленцев
В эту субботу, 21 января, исполняется 78 лет со дня рождения человека, который внес значительный вклад в развитие Оренбурга – Геннадия Павловича Донковцева. Возглавляя город в трудные для страны девяностые, он вытащил его из глубокого кризиса, создал новую, более эффективную систему управления и сделал Оренбург более комфортным для проживания. Примечательно, что в этот день мы вспоминаем еще одного управленца, который многое сделал для развития областного центра – 21 января 2018 года из жизни ушел его ближайший соратник экс-начальник управления жилищной политики Евгений Иоспа.
По случаю памятной даты мы поговорили с Игорем Тейковцевым - человеком, который работал в администрации Оренбурга и был приближен к кругу Евгения Иоспы, коллеги и единомышленника Геннадия Донковцева. Игорь Олегович рассказал нам о выдающемся руководителе и профессионале – Евгении Рафаиловиче Иоспе. Вместе с ним и своей командой Геннадий Павлович смог вывести качество жизни оренбуржцев на новый уровень.
Редакция: С 1992 по 2010 годы Евгений Иоспа возглавлял управление жилищной политики администрации Оренбурга. То есть, ему удалось застать период, когда мэром нашего города был Геннадий Павлович. Нам известно, что вы работали с Евгением Рафаиловичем, расскажите об этом.
Игорь Тейковцев: Я начал трудиться в администрации Оренбурга с 2009 года, под конец работы Евгения Рафаиловича Иоспы. Однако, познакомился с коллективом Управления и руководством я еще в 2006 году, когда проходил практику. Тогда главой Оренбурга был уже Юрий Мищеряков. В 2010 году Евгений Рафаилович ушел в отставку. То есть, поработать вместе мы смогли более года. На муниципальной службе моя трудовая деятельность менялась от ведущего специалиста управления жилищной политики до заместителя начальника уже в объединенном с УЖКХ управлении.
И как раз в тот непростой период меняется глава города – в 2015 году приходит Евгений Арапов. Время было сложное, поскольку тогда начала формироваться новая команда из новых кадров, которая хотела все делать по-другому. Что касается моего сотрудничества с Евгением Иоспой, то он научил меня простому правилу – служить людям, помогать в решении их проблем, не быть черствым к чужой проблеме, дисциплинированным. То есть, если тебе установили срок, неважно какой – час или 15 минут, то ты должен уложиться именно в этот отрезок времени. Уважительных причин не существовало. То есть это и являлось той самой дисциплиной, которая помогла сформировать много хороших навыков, закалить характер. Так проверялся профессионализм, способность быстро реагировать в условиях многозадачности.
Редакция: Геннадий Донковцев и Евгений Иоспа поднимали Оренбург в тяжелые для страны 90-е. Именно тогда они вместе совершили по сути революцию в жилищной политике города. Расскажите, как это происходило.
Игорь Тейковцев: Ответ прост – они старались на благо людей и придерживались правила, которому научил меня Евгений Рафаилович. Я неоднократно слышал, что при Геннадии Павловиче и Евгении Рафаиловиче Оренбург переживал один из лучших периодов в своей истории. После перестройки и распада СССР они заново поднимали город. Тогда начала формироваться новая структура управления. Для спасения и развития города им пришлось даже поэтапно внедрять новые, рискованные, но тщательно и досконально обдуманные идеи. Система ошибок не прощала.
До 2004 года в РФ действовал Жилищный кодекс, принятый еще в 1983 году. Но несмотря на это, Геннадий Павлович и Евгений Рафаилович взялись за реформирование жилищной сферы в Оренбурге и фактически заново начали ее перестраивать.
Приведу такой пример, который мне удалось испытать и на личном опыте во время прохождения практики в Управлении.
Начина с 90 годов, что режим частной собственности только начинал развиваться, и у жителей России возможности по смене жилья были очень ограничены. Законом разрешалось менять одно жилое помещение на другое. Учитывая это, обменов было огромное количество. Съезжались родственники, разъезжались бывшие супруги, переезжали родственники из других городов. Помощь в подборе жилья осуществлялся отделом обмена Управления.
Помнится, как специалисты отдела систематически изучали газеты, в которых печатались объявления жителей города, делали подборку жилья, систематизировали информацию вручную, записи делались в журналах. Журналы разлиновывались тоже вручную. И обратившиеся за помощью граждане могли воспользоваться такой услугой абсолютно бесплатно. Если находились вариант, то тогда уже подготавливались официальные документы. Вопрос обмена рассматривался на заседании жилищной комиссии, издавался муниципальный акт, выдавался обменный ордер. Он давал гражданам такие же права, как и обычный ордер на вселение.
На сегодняшний день такая работа называется риэлторской деятельностью, при этом, очень хорошо оплачиваемой.
На тот момент каких-то обучающих курсов не было, помогал личный жизненный опыт и логика.
Редакция: Именно Геннадий Донковцев и Евгений Рафаилович повлияли на то, чтобы передать многие подведомственные помещения на баланс города?
Игорь Тейковцев: Все верно. Такая работа была проведена с целью формирования муниципального жилищного фонда, которого как такового ранее не было.
Однако, часть жилищного фонда находилась в ведении ведомств, заводов и предприятий. Так многоквартирные дома городу передавали «Газпром», «Машзавод», ПО «Стрела», «Радиатор» и другие. Город принимал дома, которые были заселены работниками ведомств, заводов, предприятий. Также областному центру передавали и так называемые «общежития».
Редакция: Можно так сказать, что именно Геннадий Донковцев и Евгений Рафаилович положили начало в городе приватизации жилищного фонда. Как это было?
Игорь Тейковцев: В годы начала работы Евгения Иоспы в Управлении, начало формироваться законодательство о приватизации муниципального жилищного фонда, и необходимо было проработать вопрос о передаче жилья гражданам в собственность.
В связи с законом, приватизации подлежали только жилые помещения, находящиеся в муниципальном или государственном жилищном фонде, предоставленные по договорам социального найма (на основании ордера).
Как я говорил ранее, часть жилищного фонда находилась в ведении ведомств, заводов, предприятий и тд. Учреждения, в лице их руководителей, по типовым формам сами заключали договоры приватизации жилых помещений.
Учитывая, что институт права тоже не был особо развит, понимание правильности при заключении договоров было так же разнообразным. Несмотря на то, что закон о приватизации был один, и должен был приводить к единообразию. Этого не случилось из-за того, что балансодержателями были различные ведомства.
Исходя из смысла закона о приватизации, запрещено было передавать в собственность помещения, расположенные в домах, имевших статус «Общежитий».
В городе нарастало волнение среди жителей «общежитий», они чувствовали свою незащищенность и обездоленность.
В связи с вступлением в законную силу Жилищного кодекса РФ (принятый в 2004 году) муниципалитет стал ограничен в возможности снимать статус «общежитий».
Было принято негласное решение «решить вопрос о снятии статуса в судебном порядке».
Первые судебные акты вступили в законную силу не ранее 2006 года. На основании судебного акта заключался договора социального найма в письменной форме и возникало право на приватизацию.
Таким образом, мудрым решением руководства управления жилищной политики была решена частичка жилищного вопроса.
У людей появилась возможность продать комнату, добавить личные средства либо кредитные средства и приобрести большее площадью и комфортабельностью жилье.
Редакция: При Геннадии Донковцеве Оренбург начали активно застраивать многоэтажками. Что отличительного было в этом процессе именно при Геннадии Павловиче?
Игорь Тейковцев: Если говорить о строительстве за счет средств бюджета, то доля финансирования не была столь значительной, как сейчас, однако был придуман и реализован механизм, при котором при строительстве многоэтажек применялась система инвестирования с участием средств физических лиц. То есть, состоящие на учете нуждающихся, горожане вкладывали свои деньги в строительство, заключался трехсторонний договор инвестирования. Одной из сторон было управление и застройщик. Заказчиком выступало физическое лицо. Польза была в том, что человек мог приобрести нужное по площади жилье, а впоследствии очередников снимали с учета. Стоит отметить, что не было ни одного случая «заморозки» строительства жилья. Случаи обмана застройщиками людей тоже отсутствовали. Сроки строительства рассчитывали с учетом технологического процесса. По такой системе в Оренбурге было построено больше 25 домов. Это дома в 14 жилом микрорайоне, на ул. Донецкой, на ул. Джангильдина, 1/1 и т.д.
Редакция: Можете рассказать о том, как между собой взаимодействовали Геннадий Павлович и Евгений Рафаилович?
Игорь Тейковцев: Геннадий Павлович возглавлял Оренбург с 1993 по 2000 годы, а Евгений Рафаилович был на посту начальника управления жилищной политики с 1992 по 2010 годы. Я работал в администрации города с 2009 по 2019 годы. То есть, его сотрудничества с Евгением Рафаиловичем я не застал. Но могу немного рассказать по отзывам коллег, которые как раз и начинали свою деятельность с 90-х годов. О прежних временах работы всегда вспоминали с ноткой ностальгии, так как каждый из сотрудников чувствовал себя защищенным и в плане стабильности работы, а приходящие со своими проблемами горожане, всегда могли рассчитывать на участливость чиновников, отсутствие бездушия.
Они развивали город, не имея на то современных средств и возможностей, например, использования передового опыта других городов, оргтехники, интернета. И, несмотря на сложные условия, в частности, экономические, они самоотверженно работали на благо людей.
Многое, что мы сегодня видим в Оренбурге – результат совместной коллективной работы Геннадия Павловича и Евгения Рафаиловича. И реализовывать идеи им удавалось благодаря правилу, которому они учили всех остальных – дисциплинированности, ответственности за взятые на себя обязательства, вере на слово, организации и планированию рабочего времени .
Редакция: Назовите ключевые моменты, преобразившие Оренбург при Геннадии Донковцеве.
Игорь Тейковцев: Геннадий Павлович горячо поддерживал образование и культуру. Его детищем стали Оренбургский муниципальный камерный хор, Оренбургское книжное издательство, которое впоследствии получило его имя. Геннадий Павлович возродил Оренбургский муниципальный кадетский корпус им. Неплюева, поспособствовал созданию памятников Мусе Джалилю, Александру Пушкину в Бердах, Александру Пушкину и Владимиру Далю на ул. Советской.
Он активно занимался проблемами медицины, образования, транспорта, и, как я говорил ранее, жилья. В сложных экономических условиях Геннадию Павловичу удавалось находить финансовые источники для наполнения городской казны.
Он повлиял на то, чтобы решить проблему с общественным транспортом. При нем также происходила стремительная телефонизация города. И многие моменты решались как раз при сотрудничестве с Евгением Иоспой.
Помимо прочего, Геннадий Павлович долгое время дружил с Мстиславом Ростроповичем. Впоследствии по инициативе Геннадия Донковцева был создан дом-музей им. Л. И М. Ростроповичей. Непосредственное участие в создании музея-квартиры принимал Евгений Иоспа. Работа по созданию музея началась задолго до его открытия в 2001 году и длилась около 6-7 лет.
Велись работы по поиску подлинных вещей. Создавались копии оригиналов по рассказам семьи музыканта.
Были привлечены инвесторы, жители города приносили вещи, которые могли воссоздать картину прошлого.
И самое удивительное, горожане, приносили предметы быта и тд именно в жилищный отдел города либо в приемную граждан.
Таким образом, участие в создании музея принимала добрая половина жителей Оренбурга.
Он первым в России стал обладателем «Золотого аттестата попечителя книжного дела» Всероссийской ассоциации книгоиздателей. Также его заслуги отмечены Русской Православной церковью. Кроме того, Геннадий Павлович внес вклад в строительство немецкого культурного центра, поспособствовал тому, чтобы еврейской диаспоре вернули здание синагоги.
Завершая работу главы Оренбурга, Геннадий Павлович получил орден Почета. С 2002 года он был председателем попечительского совета благотворительного фонда «Евразия». Еще он был в составе Правления Российского Союза Промышленников и Предпринимателей и возглавлял издательство «Оренбургская книга». А за разработку оригинальных идей и концепций в сфере культуры Оренбургской области и ее пропаганды Геннадия Павловича удостоили губернаторской премии «Оренбургская лира». Почетного гражданина областного центра и самого народного мэра не стало 3 августа 2010 года.
И вспоминая сегодня двух выдающихся деятелей Оренбурга можно с уверенностью сказать – к их опыту можно прибегать и сегодня. Работа была для них образом жизни, их детищем, и не расценивали работу местом для совершения подвигов. Ведь им удалось добиться колоссальных успехов в очень непростое время потому, что они любили и знали Оренбург, занимаемая должность росла вместе с ними, с учетом опыта, образования, в связи с чем они с вниманием относились к каждой возникающей проблеме и уважали жителей.