Войти в почту

В региональный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду внесут изменения

Напомним, что с 2015 года в стране проводится масштабное реформирование контрольной (надзорной) деятельности, предусматривающее внедрение и применение на практике риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора). Основными задачами вводимых изменений являются внедрение системы управления рисками, минимизация вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, характеризующихся низким уровнем риска осуществляемой деятельности и добросовестным поведением, а также оптимизация использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов органов государственной власти при осуществлении надзорной деятельности.

Применение риск-ориентированного подхода предполагает проведение оценки степени влияния объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено разделение всех хозяйствующих субъектов на четыре категории в зависимости от объема негативного воздействия при осуществлении производственной деятельности и определения степени реальной угрозы деятельности предприятия на окружающую среду. При этом объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат обязательному государственному учету в форме ведения государственного реестра таких объектов. Категоризация объектов по степени негативного воздействия осуществляется в зависимости от вида осуществляемой деятельности и наличию на объекте источников загрязнения окружающей среды (сбросы и выбросы загрязняющих веществ) на основании утвержденных критериев. Необходимо отметить, что постановке на государственный учет подлежат все объекты, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. При этом если хотя бы один из объектов НВОС хозяйствующего субъекта включен в федеральный государственный реестр объектов НВОС, все остальные объекты данного лица также подлежат внесению в федеральный реестр.

На законодательном уровне установлены различные режимы осуществления контрольной (надзорной) деятельности, предполагающие различную периодичность проведения плановых проверок, состава разрешительной документации и природоохранной отчетности в зависимости от присвоенной категории риска, которая напрямую коррелирует с категорией объекта НВОС.

К полномочиям Департамента относится ведение регионального государственного реестра объектов НВОС, осуществляющих деятельность на территории города Москвы. С сентября 2022 года Правительством Российской Федерации внесены изменения в Правила создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, предусматривающие сокращение срока оказания государственной услуги по постановке на учет с 10 до 5 рабочих дней, возможность корректировки учетных сведений не только на основании хозяйствующего субъекта, но и по инициативе уполномоченного государственного органа.

«Работа по актуализации регионального государственного реестра объектов НВОС позволит удалить из реестра объекты НВОС, прекратившие свою деятельность, изменившие уровень поднадзорности. Кроме этого, важно уточнить данные по действующим объектам НВОС для объективной оценки степени воздействия деятельности предприятия на окружающую среду», - отметил заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Денис Алексеев.

Следует отметить, что неисполнение обязанности по постановке на учет объектов НВОС, также как и наличие недостоверных и противоречивых сведений об объекте НВОС в государственном реестре, может являться основанием для привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности.