Войти в почту

Эксперты: привлекательность "Дальневосточной концессии" выросла на фоне санкций

ВЛАДИВОСТОК, 8 декабря. /ТАСС/. Инвестиционная привлекательность проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), особенно реализуемых по "Дальневосточной концессии", выросла на фоне антироссийских санкций и фактического закрытия для отечественных инвесторов внешних инструментов. По мнению опрошенных ТАСС экспертов, именно участие в проектах ГЧП может позволить бизнесу не прерывать инвестиционные циклы и защититься от большинства рисков.

По инициативе Минвостокразвития России в сентябре 2021 года было подписано постановление правительства РФ о запуске программы "Дальневосточная концессия", разработанной при участии Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). В сентябре этого года стартовала аналогичная программа для Арктики. Их смысл в том, что частный инвестор создает инфраструктуру, а государство в течение не более 15 лет возвращает ему вложенные средства. Это позволяет при существующем бюджете или даже при его меньших затратах единовременно создавать больше объектов.

ГЧП как защита инвестиций

В условиях экономического противостояния между Россией и недружественными странами отечественные инвесторы либо потеряли доступ ко многим привычным иностранным инструментам, либо им приходится принимать на себя риск потери денег из-за российского гражданства. По мнению руководителя практики инфраструктуры и государственно-частного партнерства BetterChance Александра Долгова, в этих условиях на внутреннем инвестиционном рынке возрастает актуальность защитных механизмов ГЧП.

"Со стороны бизнеса выгода - в стабильности. Сейчас безопасных объектов для инвестиций за пределами РФ практически не осталось, инвестора в любой момент могут под надуманным предлогом лишить его прав просто потому, что он имеет какое-то отношение к России. Инвестировать внутри страны на коммерческих условиях можно, но никто не даст гарантий, что не случится пандемия или другой кризис. А вот в рамках механизма ГЧП уже устоялся институт особых обстоятельств. И если вдруг у вас, например, упал трафик в аэропорту или нет посетителей в гостинице - государство вам это компенсирует и не даст обанкротиться, чего не бывает в чисто коммерческом секторе", - пояснил собеседник агентства.

Он добавил, что на фоне других механизмов ГЧП дальневосточная и арктическая концессии выделяются, во-первых, дополнительными федеральными средствами, а, во-вторых, помощью, которую в ручном режиме всем проектам оказывают Минвостокразвития РФ и КРДВ.

Растущую актуальность государственных концессий отметил и старший управляющий директор АНО "Национальный центр ГЧП" Максим Ткаченко. "Актуальность механизмов ГЧП заметно возросла на фоне высоких инвестиционных рисков в привычных инструментах. Получается, что кроме государства в нынешних условиях никто не может взять на себя рыночные риски. А за счет таких механизмов как ГЧП можно не прерывать инвестиционные циклы", - сказал он.

Ткаченко также предложил инвесторам обратить внимание на те объекты, которые подпадают под условия "Дальневосточной концессии", где практически нет отраслевых ограничений. "Если ты - квалифицированный инвестор, готовый не только построить, но и в долгую управлять объектом, то иди в ГЧП в форме концессии и вместе с публичным партнером обращайся за поддержкой к Минвостокразвития РФ", - отметил эксперт.

О "Дальневосточной концессии"

Проекты для "Дальневосточной концессии" одобряют на президиуме правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, которую возглавляет вице-премьер - полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Как пояснял глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков, есть три основных приоритета для применения "Дальневосточной концессии" - это проекты, которые реализуются по поручению президента, проекты, предусмотренные мастер-планами развития дальневосточных городов и инфраструктура для "Дальневосточных кварталов".

По данным КРДВ, в этом году были одобрены заявки пяти регионов по созданию 14 объектов с общей сметной стоимостью около 31 млрд рублей. Благодаря концессионному механизму эти объекты обойдутся государству на момент ввода в эксплуатацию в 4,3 млрд рублей, что составит 14% от сметной стоимости. Остальные средства бюджета будут направлены на возврат вложений инвесторам в течение 10-12 лет. В 2023 планируется поддержать создание не менее 30 объектов на Дальнем Востоке и в Арктике с предварительной сметной стоимостью свыше 300 млрд рублей.