Проблемы «Бест Вей» – ошибка следствия или козни ипотечных конкурентов?
8 ноября пайщики потребительского кооператива «Бест Вей» со всей России опубликовали в YouTube видеоролик – коллективное обращение в защиту кооператива. Они выражают протест против фактической блокировки работы кооператива следственными органами, в том числе ареста счетов кооператива с паевыми средствами, который продолжается в общей сложности уже больше полугода, а также ареста недвижимости, в том числе перешедшей в собственность пайщиков.
Это не первое обращение в защиту кооператива. Ранее пайщики кооператива создавали петиции в его защиту, которые набрали в общей сложности почти 38 тыс. голосов. По информации Совета кооператива, поданы также сотни коллективных и тысячи индивидуальных обращений в органы власти и десятки исков индивидуальных пайщиков по защите своих прав. 124 жалобы пайщиков поданы на незаконные действия органов следствия. Более 100 жалоб пайщиков поступило на арест их квартир.
«Кооператив с 2014 года работает в рамках закона, – говорит пайщик кооператива – глава семьи Митьковых из города Сочи, – Соблюдает все требования, отчитывается в налоговую. Мы, пайщики кооператива, на 100% уверены в прозрачности нашего кооператива. Мы вообще не понимаем, на основании чего было возбуждено уголовное дело, и для нас это стало полной неожиданностью».
«Я мама четверых детей, которых воспитываю одна, – говорит пайщица кооператива Анна Юрьевна Зелинская, – Мои квартира и паевые взносы арестованы. Непонятны действия следствия, которые пытаются нас от нас же спасти». «Я пайщик кооператива с 2016 года, и приобрел квартиру – небольшую однокомнатную, у нас в Санкт-Петербурге, – говорит пайщик Евгений Иорданиди, – Квартира стоит 6 млн рублей, я внес первоначальный взнос 2 млн, а кооператив мне добавил 4 млн. на 10 лет под 0%. Покупка квартиры с помощью кооператива – единственное спасение для большинства людей. Это законно и полезно и для людей, и для страны. Действия правоохранительных органов нарушают интересы пайщиков и членов их семей – а это сотни тысяч людей».
«Арестовали все наши активы! – возмущена пайщица Ольга Витальевна Петренко из города Барнаула, – И мы теперь сидим и ждем у моря погоды». «Следствие блокирует работу кооператива и лишает нас гражданского права приобретать жилье» – говорит пайщица Галина Тестова. «Мы убеждены, что наш кооператив – это надежно, законно, доступно любому человеку с любыми доходами», – замечает пайщица из Москвы Наталья Барбашова.
«За шесть лет кооператив приобрел нашей семье две квартиры в городе Чебоксары, – говорит пайщица Надежда Алексеева, – За первую квартиру мы уже рассчитались, за вторую квартиру платим по графику уже два года. Надеюсь, что этот беспредел закончится и наш кооператив начнет работать в штатном режиме. Я считаю, что “Бест Вей” стал конкурентом ипотечных программ крупных коммерческих банков и его решили убрать с рынка недвижимости».
«“Блокировка” работы кооператива, которой возмущены пайщики, выражается в целой палитре необоснованных действий следователя ГСУ ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в отношении ПК “Бест Вей”, – замечает Артем Половинкин, адвокат, работающий с кооперативом, партнер Адвокатского бюро “Criminal Defense Firm”. – По ходатайству следствия трижды арестован счет кооператива: следствие дважды проигрывало в суде и выходило с новым ходатайством, в нарушение закона не информируя судью о предыдущих решениях вышестоящего суда. Также следствие дважды арестовывало недвижимость кооператива, включая квартиры, перешедшие в собственность пайщиков: в первый раз проиграло суд, который снял арест, но до вступления решения в законную силу вновь добилось ареста: дело опять в суде.
Следствие многократно – в феврале и сентябре провело обыски в офисе кооператива с изъятием всей финансовой документации, электронных носителей, личных дел и заявлений пайщиков о возврате паевых взносов, что полностью дезорганизовывало работу кооператива и препятствует выполнению обязательств перед пайщиками и государством по уплате налогов, причем отказывается возвращать документацию и даже не разрешило копировать».
И все это, по словам адвоката, в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве, возбужденном по заявлению лица, не являющегося пайщиком кооператива, в котором претензии касаются не кооператива, а другого юридического лица, которое следствие необоснованно связывает с кооперативом. «У этого юридического лица есть собственные активы, есть активы и у его учредителей – однако следствие блокирует целых 15 млрд рублей активов кооператива в обеспечение всего 9 млн рублей, фигурирующих как сумма ущерба в уголовном деле. Это произвол, с которым и Совет кооператива, и мы – адвокаты, и пайщики, боремся совместными усилиями».