Вера Белоус: амбиции застройщиков Урала измеряются качеством проектов
В октябре в Екатеринбурге прошел IX Международный строительный форум и выставка 100+ TechnoBuild, главной темой которых стало "Строительство будущего. Новые возможности". В интервью РИА Недвижимость руководитель рабочей группы мероприятий и исполнительный директор Гильдии строителей Урала Вера Белоус рассказала о сложностях подготовки к ним, участии иностранных спикеров, а также объяснила, почему местные застройщики не гонятся за колоссальным объемом ввода квадратных метров.
– Почему главная тема 100+ TechnoBuild в этом году звучит именно как "Строительство будущего. Новые возможности"?
– Цикл подготовки к 100+ занимает целый год, и, заканчивая одно мероприятие, мы сразу начинаем думать о следующем. В 2022 году планировали сделать упор на цифровизацию, но в марте стало очевидно, что нужно переориентироваться на более приземленные и практические темы.
Для всех встал вопрос, каким будет строительство дальше и будет ли оно вообще.
Поэтому мы пришли именно к этой теме. Обычно у нас много архитекторов, которые рассказывают про футуристические проекты, но было решено заменить эту часть прикладным контентом, советами, как наладить производство по принципу "быстро и качественно".
– Два года подряд форум и выставка проводились в период коронавирусных ограничений. В этом они были сняты, но появились новые сложности. Насколько сильно это повлияло на подготовку, были ли опасения, что 100+ может не состояться?
– Период коронавирусных ограничений научил нас быть готовыми к тому, что должно быть несколько запасных планов на случай отмены, поэтому каких-то больших сложностей мы не испытали. Не буду скрывать, что и в этом году на фоне происходящих событий в мире были опасения, что формат проведения может кардинально поменяться, а сам 100+ и вовсе может не состояться или будет сдвинут на более поздний срок.
– Как в этом году велась работа с иностранными спикерами? Получали ли вы отказы из-за санкций? Приглашали кого-то из дружественных стран?
– Ежегодно мы направляем более тысячи приглашений спикерам к участию. Есть новые, есть те, кто приезжает на 100+ каждый год. В этом году часть иностранных спикеров не смогли приехать по личным обстоятельствам – кто-то отказался, кто-то не ответил. Были те, кто подключился удаленно. Это нормальная ситуация, мы всегда к этому готовы.Что касается дружественных стран: с ними велась работа, и некоторые компании можно было впервые встретить на выставке. Это и производители материалов и технологий, и поставщики строительной техники. Для них участие в подобных мероприятиях сейчас тоже очень актуально, поскольку есть вопросы импорта. Хотя, безусловно, в этом направлении нам еще есть куда расти.
– Как текущая ситуация в мире повлияла на масштаб выставки?
– Появилось больше российских компаний, заинтересованных в том, что найти новых партнеров или заказчиков. Мы поняли, что сейчас актуальны и те направления, которые раньше никогда не были представлены на 100+. Например, выставка дизайна интерьеров – людям оказалось важно узнать, что российские производители вполне способны заменить иностранных игроков. В итоге с учетом параллельных мероприятий мы собрали 320 экспонентов, в прошлом году их было 235. Спикеров, кстати, тоже стало больше – 600 против прошлогодних 507.
Расширение тематики позволило увеличить и количество посетителей. Если в прошлом году у нас было около 13 тысяч участников, то в этом году мы приблизились к отметке в 20 тысяч. Уверена, что опыт подготовки текущего форума и выставки позволит и в дальнейшем наращивать данные показатели. Тем более в следующем году у нас юбилей – десятый 100+. Будем искать новые точки роста, расширять географию, продолжать объединяться с крупными отраслевыми событиями. Синергия в нашей работе очень важна.
– Расскажите про работу в Гильдии строителей Урала. С какими основными проблемами столкнулись застройщики в начале года?
– Вызовы были как у всех – это вопросы импортозамещения, прежде всего, оборудования, лифтов, строительной техники и комплектующих. Нельзя не сказать также про снижение спроса. Важно отметить, что в Свердловской области очень высокая степень единения строительного сообщества, несмотря на то, что так или иначе все являются конкурентами. Возможно, благодаря этому у нас не только не остановилась ни одна стройка, но и не произошло заморозки новых проектов, с которыми компании уже выходили на площадки.Сейчас есть момент ожидания с некоторыми объектами, которые пока находились на стадии разработки, но, по словам коллег, и в отношении них в течение пары месяцев должна наступить ясность. Главное, то, что находится в стадии строительства, возводится в срок, а у некоторых даже с небольшим опережением.
По спросу могу сказать, что он, как и везде сейчас, находится в режиме стагнации из-за неопределенности, но так как наши застройщики пережили не один кризис, все научились справляться со сложными ситуациями.
– Замглавы Минстроя Никита Стасишин отметил, что на фоне проходящих в мире событий люди практически перестали думать о покупке жилья. Что, по вашему мнению, придется сделать девелоперам после стабилизации обстановки для того, чтобы резко оживить спрос?
– За последние 20 лет на рынке недвижимости были разные ситуации, в том числе мы уже сталкивались с огромными просадками по продажам, но затем наступало восстановление. Искренне думаю, что ничего нового изобретать не придется, и те, кто сейчас отложил свои планы по покупке квартиры, рано или поздно к ним вернется.
Сегодня квартиры покупают те, кому они действительно нужны, среди основных причин – желание съехать от родителей, рождение детей, необходимость увеличить жилплощадь или вложить средства. Все эти запросы останутся, поэтому, может быть, уже в начале следующего года мы сможем наблюдать оживление по всей России.
– Сейчас в активной стадии обсуждения находится законопроект по продаже мебелированных квартир в ипотеку. Будет ли привлекательна такая опция для покупателей и застройщиков на Урале?
– Мне кажется, что массового спроса на такие квартиры не будет, так как, приобретая квартиру в новостройке, большинство хочет сделать ремонт под свои предпочтения в интерьере, учитывая даже самые мелкие детали. Хотя, конечно, текущая ситуация может сыграть свою роль. Цены на строительные материалы подскочили, и потенциальные покупатели, посчитав затраты на будущий ремонт, могут обратить внимание на такие квартиры.
Что касается Урала, то здесь традиционно популярны квартиры с предчистовой отделкой, где уже выровнены стены и потолки, есть подготовленный под любое покрытие пол, а также выполнен монтаж подоконников и коммуникаций.
– Екатеринбург входит в семерку самых высоких городов Европы и считается одним из лидеров в России по количеству высотных домов среди городов-миллионников. Чем объясняется желание местных строить вверх?
– Исторически Екатеринбург считается очень компактным городом, где добраться из одного конца города в другой можно в разы быстрее, чем в Москве и Санкт-Петербурге. У нас очень высокий уровень развития строительной отрасли и в части архитектуры, и в части строительных компетенций, что позволяет строить как высотные здания, так и масштабные жилые комплексы, что благотворно отражается на качестве городской среды и не дает городу бесконтрольно разрастаться.
– Не приводит ли такое строительство на ограниченной площади к созданию высотных "человейников"?
– Я искренне верю, что даже в столичном регионе проектам, которые называют "человейниками", далеко до домов в том же Пекине или других китайских городах. Там, при заходе на посадку, возле аэропорта можно увидеть огромные площади, застроенные однотипными жилыми комплексами, где площадь квартир едва превышает 10 квадратных метров.
- Принято считать, что амбиции крупнейших застройщиков измеряются количеством проектов и объемами ввода квадратных метров. Какие амбиции у застройщиков Урала?
– Наши застройщики традиционно входят в топ-30 застройщиков России по объемам ввода, и в Свердловской области уже несколько лет подряд вводится более 2 миллионов квадратных метров жилья. Конкуренция очень серьезная, и здесь не получится выиграть только за счет квадратуры и планировок квартир. Поэтому основные амбиции проявляются в качестве проектов: наши застройщики внимательно следят за оригинальностью архитектуры, наличием социальной инфраструктуры, постоянно придумывают новые точки притяжения и дополнительные бонусы в самих жилых комплексах.
– И последний вопрос. В отношении России сейчас введено множество санкций, которые в том числе затронули и вопросы архитектуры. Насколько сильно это может отразиться на новых проектах?
– Не думаю, что это окажет какое-то сильное влияние. Искренне верю в нашу архитекторскую школу и уровень подготовки специалистов. Думаю, что уже в ближайшее время молодые архитекторы воспользуются своими шансами и на рынок выйдут проекты, которые превзойдут по красоте идеи зарубежных специалистов.
Беседовал Михаил ЛИЧКОВ