Поставщиков исполкома Нижнекамска заподозрили в картельном сговоре на четверть миллиарда
Заявки от трех "конкурентов" фирмы якобы подавали с одного IP-адреса
Как стало известно "Реальному времени", нижнекамских транспортников, обслуживавших городских и районных чиновников, заподозрили в картельном сговоре на четверть миллиарда рублей. Две компании из столицы нефтехимиков заполучили за 5 лет госконтракты общей стоимостью 229,4 млн рублей, практически не сбивая начальную цену. Бизнесмены заключили с исполкомами Нижнекамска и Нижнекамского района, с городским и районным советами, районным управлением земельных и имущественных отношений и местной контрольно-счетной палатой 290 контрактов на поставку услуг. Подробности об особенностях конкурентной борьбы, удачливых предпринимателях и последствиях строительства супердоходного бизнеса на государственной ниве — в материале "Реального времени".
"Шьют" уголовное дело
Нижнекамские полицейские заподозрили в коррупции местных предпринимателей, давно и успешно зарабатывающих на госзаказах по оказанию транспортных услуг, обслуживанию автомобилей, диспетчерскому сервису, содержанию территорий и ряда других.
— Материал на стадии сбора, — сообщили "Реальному времени" в пресс-службе МВД по РТ. — Решение о возбуждении уголовного дела будет приниматься позднее.
Разбираясь в действиях руководства местного ООО "Спецавтотранс НК", полицейские также обнаружили признаки нарушения закона "О защите конкуренции" и передали информацию по назначению. Так из "уголовного" материала вытекло антимонопольное дело.
Цена падала на полпроцента
Антимонопольщики в свою очередь выяснили, что нижнекамские ООО "Спецавтотранс НК", ООО "Спецтехобслуживание НК" и ООО "Нижнекамское ПАТП" с 2015 по 2020 годы принимали совместное участие почти в трехстах аукционах по госзакупкам.
Действовали компании по следующей схеме: заявки на участие в аукционе подавали без какой-либо определенной последовательности, а ценовые предложения во всех 290 случаях — уже последовательно: первым поступало ценовое предложение от ООО "Спецавтотранс НК" или ООО "Спецтехобслуживание НК", а вторым — ООО "Нижнекамское ПАТП", при этом его предложение не отличалось от предложения, поданного первым. Снижение цены в итоге было мизерным — максимум на 0,5%. Но если в торгах принимала участие какая-либо другая фирма, цена могла упасть почти на 80%.
— Фактическое поведение группы лиц ООО "Спецавтотранс НК", ООО "Спецтехобслуживание НК" и ООО "Нижнекамское ПАТП" не отражает наличие конкуренции между хозяйствующими субъектами, а также наличие у ООО "Нижнекамское ПАТП" желания заключить государственный контракт с заказчиком, — сделали вывод татарстанские антимонопольщики.
Кроме того отметили, что, согласно данным, предоставленным торговой площадкой, три названные выше компании подавали заявки и ценовые предложения, а также подписывали контракты с одного общего IP-адреса, хотя расположены они в трех разных местах города. А в заявках компаний были обнаружены совпадения имен учетных записей, названий, размеров, даты и времени создания файлов.
"Так конкуренты не действуют"
— Использование участниками торгов — конкурентами единой инфраструктуры свидетельствует о совместной подготовке к торгам, — пояснили "Реальному времени" в УФАС по РТ. — Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Тогда как коммерческие организации, конкурируя между собой, в аналогичных ситуациях не действуют в интересах друг друга. По нашему мнению, такое поведение группы лиц ООО "Спецавтотранс НК", ООО "Спецтехобслуживание НК" и ООО "Нижнекамское ПАТП" свидетельствует о намеренном совместном участии в закупках с целью поддержания цены контрактов, максимально приближенными к НМЦК и победе на рассматриваемых закупках. В действиях этой группы лиц имеются признаки заключения соглашения, ограничивающего конкуренцию, которое привело к поддержанию цен на торгах, и нарушения закона "О защите конкуренции", выразившееся в заключении антиконкурентного соглашения (картеля), реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме. Доход группы лиц ООО "Спецавтотранс НК", ООО "Спецтехобслуживание НК" в результате победы на торгах и заключении 290 государственных контрактов составил более 228,26 млн рублей.
Однако в управлении пока не готовы сделать окончательные выводы:
— Предварительную оценку ситуации давать преждевременно — дело только возбуждено и заседаний комиссий по нему пока не проводилось. По ходатайству ООО "Спецавтотранс НК" рассмотрение дела отложено — ответчик обосновал это необходимостью детального и подробного ознакомления с документами и материалами и привлечением специалистов для оказания юридической помощи.
Компании разные — "хозяева" одни
Две из трех фирм, которые стали фигурантами дела о картельном сговоре, по данным сервиса "СПАРК-Интерфакс", тесно связаны между собой.
ООО "Спецавторанс НК" и ООО "Спецтехобслуживание НК" были зарегистрированы 23 декабря 2009 года одним и тем же учредителем — Валентином Андиным, с февраля 2017 года по июль 2022-го принадлежали Миннивали Набиуллину, а с августа 2022-го были переписаны на Булата Курмашова. С 2016 года обеими фирмами руководит Наиль Кудаяров.
Основным бенефициаром ООО "Нижнекамское ПАТП" последние 9 лет является Юрий Иванов, ему в уставном капитале компании принадлежит доля в 80%. Остальные 20% принадлежат Максиму Данилову, причем в той же пропорции оба они владеют еще одним нижнекамским ООО — "Техконтроль НК", которое специализируется на техосмотре автотранспортных средств. Руководит "Нижнекамским ПАТП" сам бенефициар — Юрий Иванов.
Доля госконтрактов в выручке ООО "Спецавтотранс НК", по данным из открытых источников, на 2021 год составила свыше 97%, и более 57,5% заказов приходится на Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района — на оказание транспортных услуг. Например, согласно контракту, заключенному декабре 2018 года с января по июнь 2019-го исполкому оказывалась услуга по перевозкам по городу и межгороду на автомобиле Toyota Camry с двигателем мощностью 180 лошадиных сил — в общей сложности 26,6 тыс. км за 622,2 тыс. рублей. А в 2019 году был заключен контракт на транспортные услуги в первом полугодии 2020-го по перевозкам на Toyota Camry, Hyndai Sonata, Toyota Hiace, Nissan Almera — всего на 9,65 млн рублей. По итогам 2021 года компания имела выручку в 56,5 млн рублей и чистую прибыль в 4,6 млн.
Доля госконтрактов в выручке ООО "Спецтехобслуживание" по итогам 2021 года несколько ниже — 65,5% от заработанных за год 17 млн. Главный заказчик — исполнительный комитет Нижнекамска (50,3 млн руб.) — многомиллионные контракты с ним регулярно заключались на оказание услуг по содержанию помещений и прилегающих территорий, но в ковидном 2020 году фирма заработала 209 тыс. рублей на дезинфекции помещений и поверхностей и 78 тыс. — на поставке многоразовых масок. При этом 2020-й оказался для нее убыточным (убыток составил 583 тыс. рублей), но по итогам 2021-го ситуация выправилась.
А вот ООО "Нижнекамское ПАТП" получило от госконтрактов в 2021 году менее 11,6% от общей выручки в 230,7 млн. Это контракты с Исполкомом Нижнекамского района на выполнение работ по регулярным автобусным перевозкам в общей сложности на 26,7 млн рублей. При выручке в 230,7 млн чистая прибыль превысила 29,3 млн рублей. А в 2022 году компания уже заключила госконтракты почти на 114,2 млн рублей.