Возвращение к работе завода "Азот" и раздача лекарств. Северодонецк привыкает жить мирно
СЕВЕРОДОНЕЦК, 7 июля. /ТАСС/. Освобожденный Северодонецк, расположенный в Луганской Народной Республике (ЛНР), выглядит практически как Мариуполь в миниатюре. Повсюду видны следы боев, сгоревшие многоэтажные дома, оборванные троллейбусные провода на дороге. Часть жителей, переживших штурм города в подвалах, уезжает, но многие, кто успел покинуть Северодонецк до начала боев, наоборот, возвращаются, чтобы проведать свои квартиры и понять, стоит ли остаться здесь насовсем. О том, как живет город, рассказывает корреспондент ТАСС.
Город, тяжелые бои за который закончились 25 июня, встречает большой надписью "Северодонецк" в цветах украинского флага. Кто-то немного подправил ее белой краской, и получился "СеверСЛОНецк". Поверх надписи развеваются флаги России и СССР.
Недалеко от выезда из города — жилой квартал, застроенный, как и в любом российском городе, стандартными советскими многоэтажками. Некоторые из них полностью выгорели, какие-то пострадали лишь частично. Внутренние дворы завалены мусором из квартир, вылетавшим из окон при обстрелах. В арке одного из домов стоит сожженный украинский танк. Местные жители говорят, что он стрелял прямой наводкой по одной из девятиэтажек, которая полностью сгорела.
"Мы во время боевых действий уехали из города. Вывозили ребенка, у него из-за сидения в подвале пневмония была, мы его с температурой под 40 вывозили в больницу. Собирались до последнего сидеть, но, когда у него 40, он бредит, и мы ничего не можем сделать", — рассказывает местная жительница Наталья. Квартира семьи почти не пострадала при обстрелах, однако в ней явно побывали мародеры: шкафы распахнуты настежь, на кровати лежат распотрошенные кошельки. "Жили-жили, а теперь вся жизнь умещается в три сумки", — чуть ли не плача, говорит женщина.
У подъезда появляется фургон, в который соседи Натальи грузят уцелевшие вещи. Они собираются уезжать к родственникам в Россию. К водителю подходит еще одна женщина с вопросом, во сколько обойдется рейс на машине. Она тоже хочет покинуть родные края.
Гуманитарная помощь
Недалеко от местной комендатуры волонтеры из группы быстрого реагирования "Дуня" раздают местным жителям лекарства. Они работают в Донбассе уже много лет, раньше привозили и продукты, но поскольку еду доставляют многочисленные гуманитарные работники, а медикаменты всегда в дефиците, то было решено сконцентрироваться именно на них.
У фургона стоит очередь из нескольких десятков человек, преимущественно пожилых. "Берут валерьянку, от давления лекарства, от сердца, от отравлений, сахарного диабета — все нужно", — рассказывает девушка-волонтер.
"Азот" и мины
Химкомбинат "Азот", градообразующее предприятие Северодонецка, был последней точкой города, перешедшей под контроль союзных сил. 6 июля состоялась встреча рабочих завода с руководством. Как объяснил собравшимся представитель администрации "Азота" Валентин Голубев, часть рабочих сможет вернуться на работу уже 11 июля. Сначала будут оформлены 200 человек, но затем понадобятся "не сотни, а тысячи людей". В первую очередь им предстоит заняться электрикой и восстановлением механики. "Ориентировочный срок начала работы — понедельник", — сообщил рабочим Голубев. Когда речь зашла о зарплате, мужчина с тростью и в камуфляже, представившийся заместителем министра промышленности ЛНР, произнес, что пока жалованье будет одинаковым для всех — чуть выше 20 тыс. рублей.
Как ни странно, но сам завод пострадал во время боевых действий незначительно, практически все цеха остались целы. Однако местность у главного входа буквально нашпигована минометными минами, вошедшими по стабилизаторы в землю. Часть из них разорвалась под асфальтом, но часть осталась цела. Сплошное разминирование предприятия пока не проводилось.
У проходной дежурят несколько бойцов. "Хотите, я вам бывший штаб их (украинских националистов — прим. ТАСС) покажу?" — говорит один из военнослужащих, представившийся Александром. Он проводит к зданию у входа на завод, следом увязываются три овчарки, прикормленные бойцами. Едва оказавшись внутри, собеседник почти сразу возвращается со словами, что собаки бегают по всему зданию и случайно могут сорвать растяжки. Штаб еще не осмотрен саперами. На заднем дворе украинские военные хранили боекомплект, который, по всей видимости, подорвали при отступлении. Повсюду лежат мины и заряды к РПГ-7. Собаки начинают с любопытством изучать боеприпасы.
"Давайте-ка пойдем отсюда, а то эти бесстрашные зацепят чего-нибудь. Тут вон взрыватель от противотанковой мины лежит", — предупреждает один из бойцов.
На выезде из Северодонецка видны руины, некогда бывшие маленькой часовней. Она не пережила штурм города, лишь купол лежит у дороги. Уже на трассе водитель, заметив в последний момент на дороге мину, резко выкручивает руль и чудом не задевает вторую — колесо проскакивает всего в 10–15 см от нее.