Войти в почту

Как мы действуем в тени: бенефициары управляющих компаний Красногорска тайно становятся долларовыми миллионерами

Несколько месяцев назад телеграм-канал «Белая каска» отреагировал на нашу публикацию о странностях, творящихся с некоторыми красногорскими управляющими компаниями. В публикации канала была видна глубокая уверенность в своих знаниях и, как это обычно бывает, сопутствующий этой уверенности менторский тон.

Как мы действуем в тени: бенефициары управляющих компаний Красногорска тайно становятся долларовыми миллионерами
© Вести Подмосковья

«Белая каска» писала, что в странной истории со спешным переименованием одной из крупнейших красногорских УК «Жилищный трест и К», которую заметило наше издание, «загадок нет», «если знать местный рынок ЖКХ». Далее канал сообщает следующие отрывочные сведения: «Жилтрест и К, Жилтрест-сервис, Жилтрест-К, в которых блуждают журналисты - просто юрики, аффилированные с местным коммерсом с темным прошлым Николаем Прокудиным. Переименование он, скорее всего, затеял из-за того, что страницы «Яндекса» вопиют о скором банкротстве его управляшек, что бизнесу явно не на пользу. Естественно, все эти юрлица он, не будь дурак, оформлял на номиналов. Т.е. на ту самую Алевтину Рудченко, о которой пишут Вести - свою давнюю боевую подругу по бизнесу (и не только по бизнесу) А вот зачем Прокудин запихнул в 99% учредители Жилтреста и К 82-летнюю бабульку Рудченко (Зою Афонину) – это реально загадка и анекдот. Жаль, что мы раньше об этом не знали, посмешили бы друзяшек из УК-бизнеса». Потом факты обрываются, и следует напутственная фраза «А так, для любителей расследований тема Прокудина и его бизнесов оч благодатная – есть чего интересного выудить, если знать где ловить».

Не будем зацикливаться на уколах «Белой каски» про «блуждающих журналистов», тем более что канал сам признает: нашему изданию, едва коснувшемуся этой темы, уже удалось найти неизвестные ранее факты. «Каска» прямо так и пишет: «жаль, что мы раньше об этом не знали». А вот за многозначительное «есть чего интересного выудить, если знать где ловить» и за наводку на теневого красногорского коммерсанта Николая Прокудина - спасибо. Мы, конечно, где ловить не знали, но пост «Каски» все-таки сподвиг нас на то, чтобы самим разобраться в этой истории, и в том, кто такой господин Прокудин, раз уж коллеги из Телеграма не потрудились более детально продемонстрировать свою глубокую осведомленность.

В результате, после двух месяцев работы, родилось целое расследование, которое показало, что за названиями и брендами «управляшек», воюющих в онлайне и оффлайне за право обслуживать дома жителей, скрываются теневые игроки, которых не видно на страницах ЕГРЮЛ и ресурсах бухгалтерской отчетности. По мере анализа интересов и действий этих локальных серых кардиналов открывается простая и печальная истина: им нужны только наличные средства жильцов, а не выстраивание перспективного и прозрачного бизнеса, не говоря уж о заботе об уровне обслуживания домов и комфорте горожан. Но обо всем по порядку.

Известно о Николае Сергеевиче Прокудине, которого «Каска» (и не только она) называют «серым» бенефициаром сети «Жилтрестов» и нескольких других красногорских УК, прямо скажем, немного. И это несмотря на то, что он даже успел стать главным героем целого расследовательского ролика на Youtube Николай Прокудин родился 27 апреля 1960 в селе Третьи Левые Ламки Сосновского района Тамбовской области. По окончании ПТУ стал электриком, отслужил в армии и перебрался поближе к Москве. Все 80-е работал в ГУ по монтажным и специальным строительным работам, а потом 2 года в 7 троллейбусном парке Мосгортранса. В 1990 году, перед развалом СССР устроился в Муниципальное Предприятие «Жилищный трест», где дослужился до должности генерального директора, которую и покинул в июле 2018 года. Казалось бы, заурядная трудовая биография, если бы не несколько деталей.

После того, как в 2005 году в России появилось такое понятие, как «управляющие компании» Николай Сергеевич не растерялся и зарегистрировал сразу несколько УК, чаще всего, с названиями, идентичными или максимально близкими к муниципальному «Жилищному тресту»: в июне 2005 - УК Красногорский Жилищный Трест-Сервис и УК «Нормаль», в феврале 2007 - УК «Южный», в мае – УК «Жилищный трест и К», позже переименованный в УК «Райцентр» (В 2007-2008 гг. Николай Прокудин был его гендиректором, а в 2007-2009 гг. 100% учредителем), в январе 2011 - УК «Жилищный трест» (в настоящий момент ликвидирована), а в ноябре 2015 - Жилищный трест-к.

Дома Красногорска постепенно переводились из-под обслуживания государства, в т.ч. муниципального «Жилищного треста» в обслуживание частных «прокудинских» структур. В этом деле, естественно, не обошлось без поддержки тогдашнего городского руководства, где Николай Сергеевич на тот момент имел серьезных покровителей.

Интересно, что при таком масштабе передела рынка ЖКХ Прокудин со своей скромной трудовой биографией всегда стремился пребывать в тени: уже в 2009 году избавился от каких-либо связей с созданными им юрлицами, а в 2018 году покинул государственный МУП «Жилищный трест», отдав ему 28 лет жизни и оставив за себя номиналом доверенного человека Алевтину Рудченко. Она на данный момент является учредителем УК «Красногорский Жилищный Трест-Сервис», «Нормаль» и исполнительным директором в УК «Райцентр» (экс- УК «Жилищный трест и К»), а её бабушка, Зоя Афонина, как нам уже удалось узнать ранее, – учредитель в той же УК «Райцентр» и УК «Жилищный трест-к».

Интересно, что главный держатель юрлиц Николая Прокудина Алевтина Рудченко является, по совместительству, дочерью депутата местного Совета депутатов городского округа Красногорск Петра Шейкина. Однако Николая Прокудина с Петром Михайловичем Шейкиным связывает не только участие дочери депутата в многочисленных «управляшках».

Дело в том, что Петр Шейкин с 2016 года также является бессменным гендиректором государственного Акционерного Общества «Водоканал», обеспечивающего водоснабжение всего городского округа Красногорск. АО «Водоканал более 6 лет (до 26 октября 2021 года) был учредителем Ассоциации СРО «Красногорье», чьим гендиректором с июня 2015 года является еще один доверенный человек и номинал Прокудина – Михаил Евланов. Михаил Евланов успел побывать и гендиректором ООО УК «Жилищный Трест и К» (ныне УК Райцентр) в 2008-2014 годах, и гендиректором и учредителем ООО «Нормаль», а также руководителем и/или учредителем как минимум 5 красногорских ЖЭО, также аффилированных с Николаем Прокудиным.

Есть интересный факт о том, как семья Шейкиных – Рудченко получила дополнительный доход от Прокудина, устроив в 2019 г. в ООО «ЖЭО №2», аффилированное с Н.С.Прокудиным, мужа Алевтины Рудченко – Бориса Рудченко: певца, шоумена и шансонье. Как он проявил себя на ниве красногорского ЖКХ сказать трудно, по крайней мере, по слухам, на работе его видели очень редко. Но доход в 830 000 рублей за 2019 год он получил. Таким образом, связи между красногорским депутатом Шейкиным и теневым коммерсантом Прокудиным видятся отнюдь не случайными.

Создатель красногорской частной сети «Жилтрестов», обслуживающей почти полторы сотни домов, Николай Прокудин, демонстративно аскетичен с точки зрения ФНС: на него не зарегистрировано личного транспорта, в собственности нет квартиры, зарегистрирован он в квартире брата на улице Захарьинские дворики в далекой от Красногорска и малопрестижной Щербинке. Согласно сведениям об официальных доходах Прокудина за 23 года он заработал 14 000 000 рублей, т.е., в среднем, получал чуть более 50 000 рублей в месяц. Из относительно крупных активов на Прокудине числятся только участок в 13 соток в деревне Кадниково Кимрского района Тверской области с кадастровой стоимостью 723 187 рублей и 114 соток с назначением для сельскохозяйственного производства в родном селе Третьи Левые Ламки Тамбовской области, кадастровой стоимости порядка 50 000 рублей. Крепкий дом на участке в Кадниково стыдливо отсутствует на кадастровой карте. Также Прокудин является совладельцем (совместно с родственниками) жилого участка в 50 соток в том же селе Третьи Левые Ламки, кадастровой стоимостью 329 250 рублей. На первый взгляд - трудяга и пролетарий, не жалеющий сил на обслуживание красногорских жилых домов.

Но все меняется, если мы посмотрим на объем собственности ближайших родственников Прокудина. Здесь совсем иной размах. Его жена Прокудина (Потатуева) Елена Борисовна (по некоторой информации официально Прокудин разведен), работая простой школьной учительницей, владеет двумя земельными участками: 18 соток с домом в деревне Кадниково Кимрского района Тверской области (соседний участок с 13-ю сотками мужа), кадастровой стоимостью чуть более миллиона рублей и 13 сотками в красногорском микрорайоне Опалиха – кадастровая стоимость 5 100 000 рублей. Также на ней числится частный дом в первом Зеленом переулке в Опалихе площадью 256,2 кв.м на том самом участке в 13 соток. По информации из youtube-расследования общая стоимость построек на участке равняется примерно 40 000 000 рублей. Также на Елену Борисовну записано 2 квартиры – в Опалихе на улице Геологов и Нахабино на улице Чкалова, площадью 53 и 55,8 кв. метров. Личный транспорт у Елены Прокудиной тоже непростой: Тойота Ленд Круизер Прадо 150, 2015 года выпуска. Все приобретения сделаны с 1999 по 2019 год.

Сын Николая Прокудина Максим – тоже не бедствует. На него зарегистрирован земельный участок 362 кв. метра, кадастровой стоимостью порядка 1 000 000 рублей в Опалихе на улице Сиреневой и таунхаус в 161 кв.м. по тому же адресу. Также у Максима есть квартира в Нахабино на улице Чкалова и квартира 57,8 кв.м. в г. Златоуст Челябинской области на улице Карла Маркса. Все приобретения сделаны в период с 2012 по 2019 год.

Дочь Прокудина Мария (в замужестве – Онищенко) владеет квартирой 98,4 кв. метра в Красногорске на улице Дачная, а также 58,1 квадратным метров (1/2 доли) нежилого помещения по адресу ул. Успенская 24. Водит Мария Land Rover Discovery Sport, 2019 г.выпуска. Приобретения сделаны в 2017-2019 годах.

Муж дочери, Геннадий Онищенко, человек сложной биографии, по слухам, имевший проблемы с наркотиками, в 2018-2019 годах внезапно обзаводится 2 участками по 5 соток, кадастровой стоимостью по 2,7 миллиона рублей каждый на территории деревни Дудкино в поселке Мосрентген. Ему же принадлежат два дома на этих участках 353 и 377 кв. метра каждый и 2/3 доли квартиры в Красногорске на Ильинском шоссе 53,1 кв.м. Также владеет машиноместом на улице Дачная, кадастровой стоимостью 400 000 рублей. На Геннадия Онищенко оформлены две машины - Тойота Land Cruiser 200, 2008 (куплена в 2019 году) и Ситроен Берлинго, 2021 г.выпуска (куплен в 2021 году). Все имущество, кроме квартиры на Ильинском шоссе (2013 год) приобреталось недавно, в 2018 – 2021 годах.

Совокупно имущество родственников Николая Прокудина, среди которых не замечено топ-менеджеров госкорпораций, по приблизительной рыночной оценке стоит порядка 350 000 000 рублей, или более $6 500 000 по нынешнему курсу.

Возникает закономерный вопрос: откуда у семьи Николая Прокудина собственности на треть миллиарда рублей, если учесть, что его бизнес на базе «Жилищных трестов» и других УК-шек далеко не процветает. Из пяти юрлиц (УК Райцентр, УК Красногорский Жилищный трест-сервис, УК Жилищный трест-К, УК «Южный» и УК Нормаль), прибыль в 2021 году показала только флагманская УК «Райцентр» (экс-Жилищный трест и К). Но тут другие глубокие проблемы. Убыток этой фирмы в 2020 году составил 27,6 миллионов (!), а с 2016 года компания стабильно наращивает свою отрицательную себестоимость. «Начинали» в 2016 году с минус 439 000 рублей, «закончили» минус 45-42 млн. рублей в 2020-2021 году. Положительную стоимость за 2020 год (за 2021 данных нет) показал только у УК Южный – 1 миллион рублей.

По открытым бухгалтерским данным нетрудно подсчитать, что отрицательная стоимость всех юрлиц Прокудина на рынке на сегодняшний день равняется минус 51,5 миллиона рублей, а убыток за 2021 год равен 5 миллионам рублей.

Напрашивается логичный вывод, что источник благополучия Прокудина надо искать не в «прибыльном бизнесе», а в том, как используются недогляд налоговых и других контрольных органов. Первая (и наверняка не единственная) схема обнаруживается прямо при первом же приближении. Среди многочисленных судебных разбирательств и исполнительных производств, окружающих эту группу компаний, выделяются процессы ООО «Лифтсервис» против УК «Райцентр» и УК «Южный». Дело в том, что единственным бессменным учредителем ООО «Лифтсервис» является сын Николая Прокудина – Максим Прокудин.

Получается, что учредитель-сын судится с управляющими компаниями, подконтрольными отцу. В УК Южный первым гендиректором был Сергей Вольман, много лет бок о бок протрудившийся с Николаем Прокудиным в МУП «Жилищный трест». Позже, видимо, с целью вывода друга из-под субсидиарной ответственности он был заменен на этой должности на менее очевидных «номиналов». Однако в 2019 году Николай Прокудин на год возвращается к «проверенному варианту» с близким ему человеком: гендиректором Южного становится Андрей Каратаев, по совместительству 3 года (с августа 2016 по июль 2019) пробывший учредителем «Жилищного треста и К» (теперь – УК «Райцентр»), а в 2006-2007 годах отработавший гендиректором в уже известной нам УК Красногорский Жилищный трест-сервис.

Схема не блистала изощренностью: в один день, 01.01.2018 года, Лифтсервис заключил договора с обоими юрлицами (Южный и Жилищный трест и К) на обслуживание лифтов в домах, подконтрольным этим управляшкам. Затем услуги Лифтсервиса несколько лет обоими юрлицами по договорам просто не оплачивались и искусственно возникали долги с неустойками. Лифтсервис шел в суд и просто получал причитающиеся ему суммы (см. дела А41-82713/2021, А41-56149/2021, Дело №А41-56148/21, №А41-56144/21, №А41-67025/20, Дело №А41-105193/19, Дело №А41-105191/19 №А41-101127/18)

Почти во всех случаях ответчики в суд не являлись, доказательства, подтверждающие невозможность исполнения договорного обязательства и контррасчеты неустоек не предоставлялись, ходатайства об уменьшении размера неустойки на основании ст. 333 ГК РФ не заявлялись. Из 8 судебных разбирательств, только в самый первый раз, по делу №А41-101127/18 против УК Южный ответчиком была подана апелляция. Потом подобное прикрытие схемы, видимо, было посчитано избыточным, и Жилтрест с Южным просто послушно выплачивали все заявленные Лифтсервисом суммы, не подавая апелляций.

За неполных 4 года Прокудин через ООО «Лифтсервис», подконтрольный ему через сына, «отсудил» у своих же компаний Южный и Жилишный трест и К порядка 43 020 907 рублей – т.е. легализовал около $ 700 000. Неплохой объем «вывода» для красногорского рынка ЖКХ.

Любопытно, что с августа 2016 года до мая 2018 года сын Прокудина Максим был помимо учредителя, еще и генеральным директором ООО «Лифтсервис», но за полгода до начала эпопеи с судами между юрлицами, подконтрольными Прокудину-отцу, был оперативно выведен с должности. Видимо, во избежание субсидиарной ответственности, если схема вдруг накроется или станет достоянием общественности (что, по иронии судьбы, и произошло в итоге).

Таким образом, мы получаем, как минимум, яркий пример того, какими способами семья Прокудиных нажила имущества на $6 500 000, при главе семейства – бессеребреннике (с точки зрения зарегистрированного на него имущества). откровенно убыточном бизнесе, жене учительнице и «сыне-бизнесмене» с прибылью его ООО «Лифтсервис» в 740 000 рублей за 2021 год. Подобная практика «ведения бизнеса» полностью объясняет, почему управляющие компании Прокудина находятся в плачевном финансовом положении. Они служат лишь насосами для выкачивания средств при помощи лазеек в законодательстве и физической неспособности компетентных органов проконтролировать каждую сделку и каждое судебное разбирательство. В такой ситуации поднимающиеся в СМИ, в том числе и нашим изданием, вопросы о том, почему у подконтрольных компаниям Николая Прокудина домов падают козырьки подъездов, а в сети регулярно обсуждают посредственное качество их обслуживания, снимается сам собой.

P.S. Буквально в последние дни подготовки расследования произошло ЧП с УК Райцентр, которое как нельзя лучше иллюстрирует последствия такого варварского подхода к бизнесу, который практикует г-н Прокудин. По информации ВГТРК компания пыталась сэкономить на проведении капремонта в одном из подчиненных домов. В результате потолок буквально рухнул на пожилую женщину, готовившую обед на своей кухне, которая чудом выжила. Хозяйствование подконтрольных Прокудину «Жилищных трестов» в Красногорске становится буквально опасным для жизни.