Импортеров мучают налоговые кошмары
Предприниматели все громче и настойчивее призывают убрать или упростить НДС. Ибо в таком виде, в котором налог существует, он не только не помогает казне, но буквально «убивает» бизнес. Почему?
Налог на добавленную стоимость в России ввели в 1992 г. Тогда предприниматели еще имели право выбора, оплачивать НДС сразу или после реализации товара. В 2006 г. все российские предприятия были переведены на единую систему уплаты НДС по «учетной политике по отгрузке». Товар отгрузили – заплати налог.
По сути, НДС задумывался как понятный налог, отчисляющийся в казну государства. Средства уплачиваются с добавленной стоимости, не с общего оборота, не с прибыли компании. При этом вычитаются входящие затраты предпринимателя, которые он подтвердил счет-фактурами. Все логично.
«Ну, начнем с того, что при расчете НДС учитываются далеко не все расходы компании. Например, налоговая не берет к рассмотрению нагрузку по выплате зарплаты сотрудникам или благотворительную деятельность организации. Но ведь это все также издержки предприятия», – говорит Сергей Митрофанов, предприниматель, профессор, председатель правления ГК East Point.
По его словам, НДС – сложный налог с точки зрения администрирования. Его можно использовать как на благо, так и во вред бизнесу.
«По сути, НДС – это просто усовершенствованный налог с продаж. Если не говорить о принципиально несправедливом подходе взимания налога с продаж и налога на прибыль с одной и той же разницы между выручкой и затратами, то НДС лучше прямого налога с продаж, так как устраняет каскадное нарастание конечной стоимости. Но с НДС у бизнеса возникает слишком много проблем», – уверен Алексей Дешпет, директор ООО «Примполимер».
«Ужесточились условия импорта, цены на закуп выросли от 30 до 100%, товар поставляется при стопроцентной предоплате. В марте поставки вообще практически были прекращены. Сегодня ситуация сложилась не лучшим образом: при отсутствии начисления НДС к выплате общая сумма к уплате НДС – около 120 млн руб. Взять кредит, чтобы перекрыть налоговые издержки, мы не можем в силу высоких процентных ставок и отсутствия какого-либо льготного кредитования для среднего бизнеса. Теоретически можно воспользоваться отсрочкой по уплате НДС, но условия слишком жесткие, сопряжены с высокими рисками попадания в еще более глубокую долговую яму», – объясняет Виталий Дубовой, соучредитель сети магазинов «Домотехника».
Главная проблема в том, что уплата НДС для импортеров нередко становится последним «гвоздем, забитым в крышку гроба бизнеса».
«Если в Европе этот налог подлежит уплате только после совершения сделки и по факту поступления финансовых средств на счета, то в России НДС начисляется согласно установленной с 2006 г. «учетной политике по отгрузке». Она распространяется на все компании независимо от того, крупный это бизнес или средний. При этом у среднего как раз чаще всего не хватает собственных ресурсов, чтобы перекрыть уплаченный НДС суммой по его возмещению. Сегодня, когда экономическая ситуация в стране очень сложная, предприятиям с ограниченным оборотом средств бывает сложно изымать из этого оборота средства для уплаты НДС, а просрочка ведет к приостановке деятельности компании и нередко даже к банкротству», – говорит Евгений Цветов, индивидуальный предприниматель.
Несмотря на то что налог на добавленную стоимость – норма для всех импортеров, существуют нюансы, с которыми бороться очень сложно.
«С одной стороны, речь ведь идет не о каких-то неадекватных поборах со всей суммы реализации товара, но об оплате в казну с той наценки на товар, которую предприниматель устанавливает по доброй воле. При этом продавец всегда берет к возмещению ту сумму, которую он уже потратил при его приобретении, таким образом, спокойно перекрывая расходы. С другой стороны, порой случается так, что перекрыть расходы невозможно», – рассказал на анонимных условиях директор одной производственной компании.
Например, у бизнеса может возникнуть проблема с уплатой налога на добавленную стоимость при проведении авансовых платежей, попадающих в разные отчетные периоды с непосредственно доставкой товара через границу. Происходит это так: когда импортер везет товар по импорту и у него есть авансовые платежи, то он, согласно бухучету, должен поставить к учету НДС с этих авансов, а также оплатить их во время привоза товара. Если пересечение границы и авансы приходятся на один расчетный период, то они легко перекрываются. Но если аванс приходит в одном отчетном периоде, а товар – в другом, то возникает некая «техническая накладка», когда второй НДС не перекроет первый. То есть у предпринимателя получается двойная оплата.
«Эту переплату НДС мы можем вернуть только в том отчетном периоде, в котором она была совершена. Но процесс возврата денег долгий и сложный. Компания подает заявку в налоговый орган, в течение трех месяцев проводится полная камеральная проверка, и при принятии положительного решения из казны возвращается сумма еще в течение месяца. Для бизнеса, особенно небольшого, период 4–6 месяцев, в течение которого налоговая проводит необходимые мероприятия, может стать фатальным. К сожалению, может случиться так, что деньги из казны вернутся, а возвращать их будет некому: компании просто не хватит собственных ресурсов «вытянуть» это время и обанкротиться», – сетует собеседник.
Полностью согласен с ним Алексей Дешпет: «Для нормальной работы с НДС необходимо наличие больших объемов оборотных средств, чтобы иметь возможность выровнять периоды, когда суммы НДС к вычету и к уплате значительно не совпадают. Причем это должны быть «живые» деньги, которые будут просто лежать. Либо привлечение кредитных ресурсов. При импорте компания уплачивает полную сумму НДС еще до продажи товара. Только вдуматься – налог с продаж до самой продажи. А еще есть «кошмар отсрочки платежа» за отгруженный товар, когда предприниматель должен оплатить НДС, но ему еще не перечислили денег для его оплаты. Или противоположный «кошмар авансового платежа», когда ты получил деньги за товар, оплатил поставщику, но не получил сам товар. Ты платишь НДС в полном объеме с аванса, платишь НДС поставщику, а потом клянчишь у налоговой назад излишне уплаченные суммы НДС. Процедура возврата НДС из бюджета в России очень сложная. Недаром ускоренная процедура возврата НДС заявляется как преференция для дальневосточного спецрежима «СПВ».
Что касается начислений огромных сумм по НДС, такое происходит только тогда, когда производится огромная наценка на товар. «Предприниматель ведь самостоятельно решает, какую наценку определить. В зависимости от этого и налог ему начислят. Поэтому, начиная бизнес, нужно хорошо подумать, на какой системе налогообложения работать», – говорит на анонимных условиях директор одной производственной компании.
Он пояснил, что в какой-то период компании может быть удобнее осуществлять деятельность по упрощенной системе налогообложения, например, когда есть реальная возможность наценки товара в два и более раза: «В таком случае, уплата по УСН в 6% со всего оборота более рациональна, нежели налог 20% с надбавки. Однако, например, перейдя в категорию производителя товара и приобретая сырье за рубежом, компании придется брать двойную нагрузку в виде уплаты НДС на импорт сырья и процента с продаж. Система УСН становится невыгодна, так произошло в нашем случае, и мы вернулись на общую систему налогообложения с уплатой НДС. То есть предприниматель самостоятельно может определить для себя ту форму налогообложения, которая для него наиболее приемлема».
«Реализация продукции с НДС означает более значительные затраты на учет в части количества, качества и в итоге стоимости счетных работников. Плюс дорогостоящее программное обеспечение. Себестоимость товаров с НДС надо тщательно просчитывать, а денежные потоки с НДС планировать. Нередки ситуации, когда по итогам квартала необходимо уплатить большую сумму налога, а расчетные счета пустые. Поэтому малому бизнесу лучше выбирать режимы упрощенной системы налогообложения. Пока не дойдешь до пороговых значений», – советует Алексей Дешпет.
Евгений Цветов полагает, что сегодня самое время вернуться к тому времени, когда у предприятий был выбор между форматом уплаты налога на добавленную стоимость: «Уверен, многие предприниматели перешли бы на учетную систему «по поступлении денег», согласно которой налог уплачивается по факту завершения сделки. При этом крупные компании в большинстве своем останутся на учетной политике «по отгрузке», так как им оборотные средства позволяют отчислять НДС в казну без фактической реализации товара. В этом случае всем будет работать комфортно».
Сергей Митрофанов: «Конечно, именно НДС в совокупности дает наибольшие отчисления в казну. Правительство вряд ли откажется от такой системы налогообложения, заменив ее на более понятную для бизнеса – налог на прибыль, например, который теоретически можно просто увеличить и распространить на все предприятия без исключения. Но еще более эффективным могло бы стать внедрение общего налога с банковских транзакций. В этом случае и отчисления в федеральный бюджет были бы значительными, и обойти такую форму налогообложения было бы невозможно».