Войти в почту

Как исторические памятники превращаются в уникальные городские пространства

Свершилось то, чего несколько лет ждали неравнодушные нижегородцы, архитекторы и градозащитники. На Стрелке после реконструкции открылись для посетителей пакгаузы. Это значит, что Нижний Новгород обрёл не только восстановленный памятник истории, но и уникальное для России концертно-выставочное пространство. Реконструкция пакгаузов стала частью масштабной работы по сохранению исторического наследия к 800‑летию Нижнего Новгорода, которая продолжается до сих пор. Сплав искусства и технологий Сегодня территорию бывшей Стрелки и пакгзаузы, которые долгое время использовали как основу для складов, не узнать. Ажурные металлические конструкции не просто отреставрированы, в них создано суперсовременное культурное пространство, его уже называют уникальным для России. В одном из пакгаузов открылся многофункциональный концертный зал, а в другом – выставочный. Концепция проекта очень удачная – зал подходит и для классических концертов, и для драматических постановок. Здесь прекрасная акустика, самое передовое техническое оснащение. А ещё смелое конструктивное решение – на заднем плане за артистами всегда живая картинка – вид на историческую часть города. При необходимости выдвижные шторы-перегородки будут закрывать панорамное окно. Концертный зал в пакгаузах открылся 3 июня оперным гала-концертом. Так, на слиянии Волги и Оки звучала музыка Рихарда Штрауса и Петра Чайковского. В выставочном пространстве начала работать галерея «Точка сбора» – рассказ о непростой судьбе пакгаузов, сохранившихся с XIX века, и фантазия об их будущем. «История и современные технологии, природа и искусство – это ключевые смыслы, наполняющие один из главных проектов 800‑летия – пакгаузы, – отметил глава региона Глеб Никитин. – Состоялось полноценное открытие выставочного и концертного залов на Стрелке. «Точка сборки» – так называется экспозиция в новом выставочном зале. Эта территория теперь – «точка сборки» нашего культурного ландшафта, сплав искусства и технологий, духовности и духа предпринимательства. Выставка рассказывает про возрождение пакгаузов, ставшее возможным благодаря неравнодушным нижегородцам». Их историческую ценность трудно преувеличить – конструкции были изготовлены на питерском заводе, там же, где делали знаменитое покрытие ГУМа на Красной площади. Проектировали пакгаузы одни из лучших инженеров и архитекторов России к Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Большой масштаб То, что пакгаузы сумели сохранить и отреставрировать, – большая удача. И это не единственный культурный объект, получивший новую жизнь к 800‑летнему юбилею. Такие преобразования в городе по достоинству были оценены не только нижегородцами, гостями города, но и профессиональным сообществом. Программа сохранения объектов культурного наследия «Реставрация 800», реализованная к юбилею Нижнего Новгорода, и проект масштабной реставрации Нижегородского кремля получили гран-при всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие». «Столь масштабной работы по сохранению культурного наследия в Нижнем ещё не было. К 800‑летию преобразовано около 100 объектов – прокомментировал Глеб Никитин. – Жители получили современные пространства. Программа реализована благодаря большому количеству профессионалов – от проектировщиков, реставраторов и строителей до культурного сообщества и меценатов». На конкурс были представили одни из сложнейших, но тем не менее самых удачных примеров программы, среди которых комплекс банка Рукавишникова, Ярмарочная фильтровальная станция, Манеж в кремле, Дом Сироткина и Дом губернатора – здание Художественного музея, ну и, конечно же, пакгаузы. Всю информацию о концертах и выставках можно найти на официальном сайте пакгаузов packhouses.strelkapark.ru. Он же памятник! Между тем масштабная программа по сохранению культурного наследия в регионе продолжается. Так, уже ведётся реставрация флигеля усадьбы Рукавишниковых – великолепного памятника гражданской архитектуры второй половины XIX века. Комплексный ремонт здания не проводился более 100 лет, с момента передачи его музею в 1918 году. Будут сделаны ремонтно-реставрационные работы во внутренних помещениях, а также создано уникальное фондохранилище, первый этаж которого станет открытым для посетителей. На очереди и здания, судьба которых долгое время находилась в подвешенном состоянии. Дом чекиста на Малой Покровской в Нижнем Новгороде планируют изъять в областную собственность, чтобы впоследствии отреставрировать. Причина тому – собственник долгое время не предпринимает никаких действий по сохранению объекта культурного наследия (ОКН). Дом чекиста построили в 1932 году в стиле конструктивизма. Первоначально это был дом-коммуна, который просуществовал в таком качестве почти 20 лет, что само по себе уже уникально. Затем в здании располагался Дом культуры имени Дзержинского, позднее Дом культуры ГУВД. За несколько десятилетий его никто ни разу не ремонтировал, зато эксплуатировали по полной. В 1997 году помещения оказались фактически полностью заброшенными. Свет в конце тоннеля появился, когда в 2011‑м здание перешло к новому владельцу. Собственник, принимая дом-коммуну, обещал сохранить культурное наследие и адаптировать его под гостиничный комплекс международного класса. Однако этого так и не случилось. Перед чемпионатом мира по футболу дом-коммуну законсервировали. Осенью 2021 года сгорел двухэтажный пристрой к Дому культуры. Реставрация так и не началась. Дело по изъятию здания уже принято к рассмотрению Нижегородским районным судом. Кроме этого Управление охраны объектов культурного наследия Нижегородской области подало в суд иск об изъятии дома Чардымова в связи с бесхозяйным содержанием собственниками объекта культурного наследия. Деревянный дом крестьянина Павла Чардымова, яркий пример нижегородского деревянного модерна, серьёзно пострадал от пожара 30 мая этого года. Впрочем, и прежде о здании владельцы мало заботились. К сожалению, огонь полностью уничтожил кровлю деревянного здания. Управление госохраны объектов культурного наследия уже подало в полицию заявление о проведении проверки и – при наличии оснований – о возбуждении уголовного дела. В случае изъятия объектов областные власти планируют их восстановить. Хотя сделать это будет непросто, потому что, например, обмеры дома Чардымова своевременно собственникам сделаны так и не были. Тем не менее сохранились строительные чертежи и фотографии, которые существенно помогут реставраторам, да и опыт восстановления объектов культурного наследия в регионе накоплен серьёзный.

Как исторические памятники превращаются в уникальные городские пространства
© Нижегородская правда