МОСКВА, 16 марта. /ТАСС/. Суммарный объем российского рынка маркетинговых коммуникаций в 2021 году достиг уровня в 1 трлн рублей. Об этом сообщил вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Сергей Веселов на пресс-конференции в ТАСС в среду.
"Если посчитать объем не только рекламных бюджетов, но маркетинговые услуги, бюджеты, которые идут на оплату агентств, технологические какие-то составляющие, то, по нашим оценкам, в 2021 году суммарно рынок маркетинговых коммуникаций в России составил 1 трлн рублей", - сказал он на пресс-конференции Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и Российской ассоциации маркетинговых услуг (РАМУ) об итогах развития рекламной индустрии России в 2021 году.
Комиссия экспертов АКАР также подсчитала суммарный объем рекламы в средствах ее распространения за вычетом НДС: он составил свыше 578 млрд рублей, что на 22% больше, чем годом ранее. Это самый большой объем рынка за всю историю страны и наивысшая динамика рынка с 2008 года. При этом рынок значительно вырос не только к кризисному 2020 году, но и к докризисному 2019 году увеличился на 17%. Объем сегмента маркетинговых услуг составил более 109 млрд рублей.
"Все сегменты в 2020 году показали положительную динамику. Но, если мы говорим о том, сумели ли они перейти на докризисный уровень, то здесь сегменты делятся на две части - те, кто уже имеет хорошую, позитивную динамику к 2019, докризисному году, и те, кто еще пока не дотянулся до этой отметки. К первой категории относится интернет, у которого плюс 29% получилось к 2019 году, это телевидение, имеющее плюс 13%, и это наружная реклама, у которой аж плюс 40% к 2019 году. В подавляющем большинстве остальных сегментов динамика более скромная", - подчеркнул Веселов.
Динамика по отдельным сегментам
По словам Веселова, в 2021 году сегмент телевидения достиг объема более чем в 197 млрд рублей. Максимальных объемов рекламных бюджетов за всю свою историю достигли не только тематические телевизионные каналы, но и основные каналы. "Могу сказать, что если мы сравниваемся с зарубежными рынками, то по динамическим показателям мы явно находимся в числе лидеров", - сказал он.
Реклама в печатной прессе и в цифровом сегменте издательского контента также показала положительную динамику, несмотря на наименьший объем рекламы среди всех средств ее распространения - 8,2 млрд рублей. Доходы от рекламы на цифровых носителях росли в 2021 году опережающими темпами и компенсировали потери от доходов в печати. "На сегодняшний день, по тем оценкам, что у нас есть, принтовая часть в издательском бизнесе принесла 8 млрд рублей в 2021 году, а вот в digital она уже почти 18 млрд составила", - заявил Веселов.
Доля интернета сегодня превышает половину всех рекламных бюджетов в стране - она составляет 313,8 млрд рублей. При этом сегмент сохраняет высокую динамику и в сравнении с 2020 годом вырос на 24%.
Активно развивался в 2021 году и рынок наружной рекламы за счет активного процесса цифровизации, его объем составил 45 млрд рублей. "Именно за счет роста своего цифрового сегмента наружной рекламе удалось превысить показатели "доковидного" 2019 года. Что касается трех других, относительно небольших по своим размерам, составляющим наружной рекламы - это транзитная реклама, это indoor-реклама и это реклама в кинотеатрах, то формально мы имеем хорошие показатели, но, к сожалению, все эти три сегмента имеют еще очень большой минус к 2019 году", - отметил Веселов.
Рынок радио в 2021 году показал динамику в плюс 25%, но на уровень показателей 2019 года пока не вышел (минус 12%). Его объем от общего рынка составил 14 млрд рублей. Промо-индустрия также показала рост в 27%, объем - 31,4 млрд рублей.
В зоне положительной динамики оказалась и региональная реклама. Самую высокую динамику в регионах в прошедшем году показали радио и наружная реклама. При этом в разных городах ситуация развивалась по-разному. Среди крупнейших региональных рынков в лидерах по динамике оказались Екатеринбург (+24%), Краснодар (+21%), Омск (+19%), Нижний Новгород (+18%) и Казань (+18%).