Куда обращаться, если во дворе не хватает парковочных мест?
Как в Москве, так и в других крупных городах припарковать машину во дворе многоэтажного дома удается далеко не всем и не всегда. Практика показывает, что решить вопрос с автопарковкой – достаточно сложная задача. Юристы рассказывают, что делать, если не хватает парковочных мест и куда в этом случае обращаться владельцам квартир.
В соответствии с санитарными и строительными правилами при проектировании дворовых территорий жилой застройки выделяют гостевую парковку и автостоянку. Автостоянка – это огороженная территория для длительного хранения автомобилей, которая не может находиться ближе 25-35 метров от жилых домов. Гостевая парковка – это те самые карманы во дворах, где можно ненадолго оставить свою машину
При этом в современных стандартах проектирования дворов не предусмотрено количество парковочных мест, равное количеству квартир. Пользоваться парковочным местом могут все жильцы дома, а вот огораживать место под индивидуальную парковку запрещено, отмечает юрист Екатерина Машкова. Более того, согласно п. 4 ст. 37 Жилищного кодекса РФ, собственники квартир многоквартирных домов (МКД) не вправе приватизировать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Что делать, если не хватает парковочных мест?
Расположение и количество парковочных мест определяется при проектировании нового дома и потом закрепляется на соответствующих планах. Поменять их можно, приложив усилия, и для этого не всегда потребуется жаловаться депутатам и мэру. Наиболее распространенный вариант решения вопросов с парковкой – обустройство общего паркинга на придомовой территории и во дворе многоквартирного дома.
«Для этого необходимо решение общего собрания жильцов, при этом нужно руководствоваться требованиями градостроительных правил, согласно которым от регулярной парковки требуется выдержать расстояние минимум 10 м до жилого здания. Но часто таких мест уже не хватает и хочется оборудовать парковку на прилегающей городской земле», – отмечает доцент кафедры ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при Правительстве РФ Юлия Грызенкова.
Если предстоят общественные слушания, то каждый гражданин вправе внести свои предложения. Приоритет – коллективным обращениям, которые показывают, что проблема затрагивает не только одного человека. Если же таких слушаний нет, то целесообразно направлять обращения в префектуру или мэрию, причем у коллективных обращений от жителей или общего собрания жильцов приоритетность выше.
В случае оборудования парковки общего пользования вдоль дороги, изменения условий парковки с бесплатной на платную, установки знаков, регламентирующих парковку, остановку или только посадку-высадку пассажиров, обращаться следует в Центр организации дорожного движения (ЦОДД) и ГИБДД. В соответствии с российским законодательством такие парковки вполне могут быть оборудованы и внесены в список общедоступных, а жильцы могут получить разрешение на парковку, которое будет действовать и на соседних улицах. Для новоселов часто это наиболее актуально, так как в целях повышения популярности платного паркинга рядом с домом установлены знаки «Остановка запрещена», но их вполне можно заменить на менее строгие, рассказывает Грызенкова.
Куда обращаться?
В соответствии с ЖК РФ земельный участок, на котором расположен МКД с прилегающей территорией, необходимой для его эксплуатации, принадлежит собственникам помещений этого дома на праве общей долевой собственности. Общее собрание собственников МКД вправе принять решение о пределах использования земельного участка, на котором расположен МКД, в том числе введение ограничений пользования им.
Данная норма предусматривает совместное использование земельного участка, на котором расположен дом. По общему праву парковочные места на придомовой территории не подлежат закреплению за конкретным владельцем. В текущий момент отсутствуют обязательные нормы обеспеченности жильцов МКД парковочными местами.
«В случае, когда парковочных мест на придомовой территории недостаточно, собственники вправе парковаться на парковке, организованной органами государственной и муниципальной власти. В случае отсутствия такой жильцы могут обратиться в органы государственной и муниципальной власти с соответствующим предложением. Надо понимать, что при обращении в местную администрацию никто индивидуальное парковочное место собственнику не предоставит. Поэтому обратиться можно с заявлением об организации общей парковки на муниципальной земле», – говорит Михаил Паюшин, управляющий партнер юридической компании Freeviser.
«Для обращения в администрацию сначала все-таки придется проделать ряд действий, чтобы обращаться к чиновникам во всеоружии. Проверьте на публичной кадастровой карте, к какому виду разрешенного использования относится выбранный вами для парковки участок и кто является его правообладателем», – говорит юрист Евгения Нестяк.
Если все в порядке с участком, то дальше проводят собрание всех собственников дома или нескольких домов для голосования. За парковку должно проголосовать 2\3 собственников. Если это случилось, то собственники пишут заявление в администрацию с просьбой включить двор в программу благоустройства, в результате которой у них появятся парковочные места. По срокам исполнения сказать сложно, все зависит от комплексной программы по благоустройству района. И когда конкретно до вашего двора дойдет очередь, неизвестно, может пройти и 2-3 года.
«После организации парковки надо проследить, чтобы ее поставили на кадастровый учет, иначе через несколько лет ее снесут и высадят сад на радость соседям, которые были против парковки. И помните, даже если лично вы «пробивали» парковку, у вас нет приоритетного права на машиноместо, только если все собственники не заключили соглашение о правилах пользования этой территорией», – продолжает Нестяк.
Есть еще вариант организовать парковку за собственный счет. Но и для этого потребуется определить правовой статус выбранного участка, общее собрание всех собственников, разрешение администрации, проектная документация, согласование проектной документации с администрацией и еще много согласований для строительства. Выбор подрядчиков и финансирование. После строительства парковки ее обязательно надо будет поставить на кадастровый учет и включить в общедомовое имущество, заключает юрист.
Из судебной практики
Если решить проблему с общедомовой автостоянкой через местную администрацию не получается, то следует обращаться в суд. «Закрепление в ст. 36 ЖК РФ права собственников жилого помещения на пользование общим имуществом МКД не предполагает безусловного права на постоянное использование определенного места во дворе для парковки автомобиля. В то же время практика знает примеры вынесения судами решений, обязывающих те или иные организации обеспечить обустройство площадок для стоянки транспортных средств», – рассказывает ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Телегин.
Так, например, решением от 28 сентября 2016 г. Яковлевского районного суда Белгородской области частично удовлетворен иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Город Строитель» о понуждении к совершению действий. Было вынесено решение обязать администрацию городского поселения «Город Строитель» осуществить благоустройство придомовой территории МКД в части обустройства площадки для временной стоянки транспортных средств. При этом в качестве одного из оснований для иска прокурор указывал на недостаточность парковочных мест во дворе МКД.
Интересно, что суд в решении сослался на действовавшее на тот момент Постановление Государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 (ред. от 27.12.2010) «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10». П. 2.3 указанного СанПиНа устанавливал, что отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений. С 1 марта 2021 г. данный СанПиН утратил силу.
Однако сохраняет свою силу СП 42.13330.2016, утвержденный Приказом Минстроя России от 30.12.2016. П. 5.1 этих правил устанавливает, что жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. В жилых зонах размещаются, в частности, гаражи (гаражи-стоянки) и стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам.
«Таким образом, в качестве одного из способов защиты своих законных интересов можно назвать обращение в прокуратуру с просьбой подать исковое заявление о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц в части создания удобной, здоровой и безопасной среды проживания», – резюмирует Телегин.