Определены предпочтения поколений X, Y и Z при выборе квартир
К таким выводам пришли эксперты компании «ИНТЕКО» и исследовательского холдинга «Ромир» на основе проведенного опроса среди россиян разных возрастных групп, которые условно разделены на три поколения: Z (18-24 лет), Y (25-44 лет) и X (45+ лет).
Результаты исследования показали, что основными критериями, на которые опираются жители России при выборе недвижимости для собственного проживания, являются цена, расположение и планировки. При этом для поколения Y стоимость жилья менее значима, чем для остальных, а расположение и планировки больше заботят «иксов».
Особое внимание россияне уделяют обеспеченности жилого комплекса и района транспортной и социальной инфраструктурой, причем значимость этих параметров увеличивается по мере повышения возраста покупателя. Так, наличие в ближайшем окружении остановки общественного транспорта оценивают по 42% «зетов» и «игреков» и 53% «иксов», а расположение рядом с домом объектов социальной инфраструктуры важно для 38% из поколения Z, 44% из поколения Y и 48% из поколения X. Эксперты также выявили тенденцию, что благоустройство, архитектуру и общую концепцию жилого комплекса чаще остальных рассматривают более молодые респонденты.
Видовые характеристики особенно ценны для старшего поколения – 19% «иксов» выделили этот параметр как значимый при выборе жилья, в то же время только 14% и 13% покупателей из поколений Z и Y соответственно отметили важность красивых видов из окон. Кроме того, опрос показал, что на наличие водоема рядом с домом чаще обращают внимание «иксы» – 13% против 8% у «зетов» и 7% у «игреков».
Особое внимание в исследовании уделено предпочтениям относительно редких форматов квартир. Наибольший интерес к этому критерию проявляют представители поколения Y – 9% опрошенных, в поколениях Z и X необычные планировки играют большую роль при выборе квартиры у 4% и 5% респондентов соответственно. Самыми предпочтительными вариантами являются предложения с собственной террасой и панорамным остеклением. При этом за наличие собственной террасы чаще готовы доплатить более взрослые покупатели, а панорамное остекление наиболее популярно у младших поколений.
Кухонный остров в составе кухни-гостиной более значим для «иксов», 37% которых выбрали эту опцию как наиболее предпочтительную. Среди «зетов» лишь 26% подтвердили свою готовность заплатить больше, если в квартире будет оборудован кухонный остров. В сторону двухуровневой квартиры чаще остальных склоняются представители поколения Y – 32%, в то время как такой формат жилья отметили по 25% из поколений Z и X. Наибольший интерес к гардеробным с окном проявили «иксы».
В ходе опроса также определены предпочтительные типы отделки при выборе квартиры. Подавляющее большинство респондентов рассматривают покупку жилья с полной отделкой и мебелью – такой вариант выбрали 49% поколения Z, 33% поколения Y и 40% поколения X. Квартиру с чистовым ремонтом, но без меблировки чаще остальных готовы приобрести «игреки» – 35%. Квартиры без отделки предпочитают по 7% опрошенных в каждой возрастной группе.
«Покупательские предпочтения стремительно меняются даже в такой, казалось бы, стабильной и консервативной сфере, как недвижимость. Проведение исследований потребительских предпочтений позволяет нам как девелоперу оперативно реагировать на новые запросы рынка и формировать продукт, который не просто найдет своего покупателя, но и гарантированно удовлетворит все его потребности на годы вперед. Результаты опроса показали, что некоторые еще недавние тренды уже стали тенденцией и воспринимаются большинством клиентов как must have, в частности, это наличие отделки от застройщика «под ключ». Анализ запросов в разрезе поколений помогает сократить время на разработку и формирование общей концепции жилого комплекса – такой подход в том числе способствует снижению затрат на реализацию проекта в целом», – прокомментировала результаты исследования директор по ценообразованию и анализу рынка «ИНТЕКО» Полина Балашова.
«За 30 лет изучения нами потребительских предпочтений мы наблюдаем интересные трансформации. «Иксы» росли в то время, когда у всех стояли стандартные «стенки» и квартиры обклеивали одинаковыми обоями. По мере накопления капитала возникло желание «быть не как все». В моду вошли дизайнеры, стал развиваться сегмент мебели по индивидуальным заказам, появился выбор. Сейчас видим обратный тренд – становятся востребованными готовые быстрые решения. Ценность времени и стремление к мобильности у «зетов» – в приоритете. Важно получить решение «под ключ», без лишних потерь времени и денег», – прокомментировал президент исследовательского холдинга «Ромир», доктор социологических наук Андрей Милехин.