Счётная палата: молодые семьи «стареют» в очереди на доступное жильё
Если не поменять формулу расчёта субсидий для регионов, для обеспечения жильём всех молодых семей, стоящих в очереди, может потребоваться около 13 лет. Об этом свидетельствуют результаты анализа Счётной палаты хода реализации молодёжной политики в России. Отчёт, подготовленный по предложению Совета Федерации, был представлен на коллегии СП и опубликован на сайте ведомства.
Выводы Счётной палаты учитывают фактические объёмы финансирования программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём». Так, за 2018-2020 годы общий объём финансирования, выделенный на эти цели, составил 104,6 миллиарда рублей, из них средства федерального бюджета — 14,4 миллиарда рублей, бюджетов регионов — 33,2 миллиарда рублей и средства физических лиц — около 57 миллиардов рублей (54 процента).
В ведомстве оценили, насколько бюджетные субсидии в рамках заключённых соглашений покрывают заявленную потребность регионов. Выяснилось, что в 2018 году это соотношение составило 66 процентов, в 2019 году — 20 процентов, а в 2020-м снизилось до 13 процентов.
Таким образом, используемая формула расчёта субсидии не учитывает общую численность молодых семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, приходят к выводу аудиторы Счётной палаты.
«Учитывая фактические объёмы финансирования, для обеспечения всех молодых семей, состоящих в очереди на получение социальной выплаты, может потребоваться около 13 лет. Это не позволит части молодых семей воспользоваться своим правом на получение социальной выплаты в связи с возрастными ограничениями», — указал аудитор Счётной палаты Данил Шилков.
Так, из жилищной программы исключили в два раза больше семей, чем обеспечили социальной жилищной выплатой. Основанием для исключения стало достижение одним из супругов возраста 35 лет.
Так, за 2018-2020 годы субсидию получили около 46 тысяч семей, при этом 84,4 тысячи лишились такого права за период ожидания, говорится в отчёте.
Среди выявленных проблемных аспектов — разобщённость законодательства в сфере молодёжной политики, также указывается в отчёте. В большинстве регионов «базовые» законы в сфере молодёжной политики не приведены в соответствие с положениями федерального законодательства.
Ещё одно наблюдение ведомства связано со сбором статистических данных по реализации молодёжных программ. В Счётной палате указали на отсутствие единого источника информации, позволяющего объективно оценить степень охвата молодёжи программными мероприятиями.